Ибн Халдун (1332-1406)
На основе сравнения форм исполнительной власти и правового положения халифа со структурой иных государств к XIV в. исламская философия смогла разработать классификацию форм правления, которая прежде всего связана с именем выдающегося ученого, известного как Ибн Халдун (1332-1406).
В его труде «Мукаддима» («Введение») соединяются философский и юридический подход к государству. Цель определить естественные законы становления, падения, развития государства. Именно эти естественные законы он берет за критерий цивилизации.
Еще одна характеристика – изучается реальное государство, без попыток построить идеальное. Изучая историческое развитие халифата Ибн Халдун разрабатывает свою классификацию форм правления.
Государство – продукт времени, сдерживающий людей, склонных к агрессии и истреблению друг друга, фактически показатель цивилизованности. Государство характеризуется как машина принуждения как внутри государства, так и снаружи. От силы правителя зависят управление подданными, реализация законов, сбор налогов и формирование армии. На международной арене государству присуще неподчинение иной власти или принуждению.
Государственная политика в представлении Ибн Халдуна не является только действиями правителя. Многое зависит от подданных. Соответственно все государственные изменения возможны только при изменениях общественных.
Ибн Халдун и этапы развития государства
Указывается, что у существования государства есть временные рамки – возраст трех поколений, внутри разделяемый пятью этапами – возникновение новой власти, сосредоточение власти в одних руках, расцвет государства, этап деспотии и подавления оппозиции, упадок государства.
Эта теория применяется Ибн Халдуном в анализе Арабского халифата. Утверждается, что халифат был превращен в монархию, когда вера уступила место силе. По мнению Ибн Халдуна, мусульманское государство в своем развитии прошло четыре этапа: полный («чистый») халифат «праведных» халифов; постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата, когда «вера» была постепенно заменена «силой» при сохранении — это особенно важно подчеркнуть — всех основных целей и функций халифа (т. е. речь идет об изменении методов достижения целей, ради которых халифат был создан), а «консультации» и договор халифата уступили место силе меча и деспотическим методам правления (от Муавии до начала халифата Аббасидов); превращение государства по сути в монархию при сохранении за ним лишь названия «халифат» (халифат Аббасидов); распад единого мусульманского государства и завоевание арабов другими народами, когда государство даже официально перестало именоваться халифатом и глава государства перестал быть муджтахидом.
Формы правления Ибн Халдуна
Три формы правления различается – естественная монархия, политическая монархия, халифат. Первая форма правления исходит из корыстных побуждений правителя – деспота. Политическая монархия это уже правление на разумных началах, защита мирских интересов граждан. Ибн Халдун оценил эту форму двояко: с одной стороны, он подчеркивал ее позитивные аспекты (осуществление «рациональной» справедливости), с другой — критиковал за то, что политика правителей при данной форме не связана религиозными ценностями. Халифат, при этом, это добавление в политическую монархию основ веры.
Таким образом, естественная монархия – субъективные желания деспота, политическая монархия – рациональные принципы, халифат – принципы мусульманского права. Это сущность и показатели суверенитета – суверенитет монархии в принуждении, суверенитет халифата в мусульманском праве. И, конечно, предпочтение отдано именно халифату.
В период Османской империи больше не было философов, которые бы уделяли внимание исследованию государства. Наука полностью оказалась в руках религиозных служителей. И главная их цель не исследовать политику, а оправдывать власть правителей.