• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
23 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Ибн Халдун

Энциклопедия
Ибн Халдун - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
146
Прочитали
Содержание
Ибн Халдун (1332-1406)
Ибн Халдун и этапы развития государства
Формы правления Ибн Халдуна

Ибн Халдун (1332-1406)

На основе сравнения форм исполнительной власти и правового положения халифа со структурой иных государств к XIV в. исламская философия смогла разработать классификацию форм правления, которая прежде всего связана с именем выдающегося ученого, известного как Ибн Халдун (1332-1406).

В его труде «Мукаддима» («Введение») соединяются философский и юридический подход к государству. Цель определить естественные законы становления, падения, развития государства. Именно эти естественные законы он берет за критерий цивилизации.

Еще одна характеристика – изучается реальное государство, без попыток построить идеальное. Изучая историческое развитие халифата Ибн Халдун разрабатывает свою классификацию форм правления.

Государство – продукт времени, сдерживающий людей, склонных к агрессии и истреблению друг друга, фактически показатель цивилизованности. Государство характеризуется как машина принуждения как внутри государства, так и снаружи. От силы правителя зависят управление подданными, реализация законов, сбор налогов и формирование армии. На международной арене государству присуще неподчинение иной власти или принуждению.

Государственная политика в представлении Ибн Халдуна не является только действиями правителя. Многое зависит от подданных. Соответственно все государственные изменения возможны только при изменениях общественных.

Ибн Халдун и этапы развития государства

Указывается, что у существования государства есть временные рамки – возраст трех поколений, внутри разделяемый пятью этапами – возникновение новой власти, сосредоточение власти в одних руках, расцвет государства, этап деспотии и подавления оппозиции, упадок государства.

Эта теория применяется Ибн Халдуном в анализе Арабского халифата. Утверждается, что халифат был превращен в монархию, когда вера уступила место силе. По мнению Ибн Халдуна, мусульманское государство в своем развитии прошло четыре этапа: полный («чистый») халифат «праведных» халифов; постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата, когда «вера» была постепенно заменена «силой» при сохранении — это особенно важно подчеркнуть — всех основных целей и функций халифа (т. е. речь идет об изменении методов достижения целей, ради которых халифат был создан), а «консультации» и договор халифата уступили место силе меча и деспотическим методам правления (от Муавии до начала халифата Аббасидов); превращение государства по сути в монархию при сохранении за ним лишь названия «халифат» (халифат Аббасидов); распад единого мусульманского государства и завоевание арабов другими народами, когда государство даже официально перестало именоваться халифатом и глава государства перестал быть муджтахидом.

Формы правления Ибн Халдуна

Три формы правления различается – естественная монархия, политическая монархия, халифат. Первая форма правления исходит из корыстных побуждений правителя – деспота. Политическая монархия это уже правление на разумных началах, защита мирских интересов граждан. Ибн Халдун оценил эту форму двояко: с одной стороны, он подчеркивал ее позитивные аспекты (осуществление «рациональной» справедливости), с другой — критиковал за то, что политика правителей при данной форме не связана религиозными ценностями. Халифат, при этом, это добавление в политическую монархию основ веры.

Таким образом, естественная монархия – субъективные желания деспота, политическая монархия – рациональные принципы, халифат – принципы мусульманского права. Это сущность и показатели суверенитета – суверенитет монархии в принуждении, суверенитет халифата в мусульманском праве. И, конечно, предпочтение отдано именно халифату.

В период Османской империи больше не было философов, которые бы уделяли внимание исследованию государства. Наука полностью оказалась в руках религиозных служителей. И главная их цель не исследовать политику, а оправдывать власть правителей.

Метки энциклопедия
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Реформация: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Реформация: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • скрепы
  • энциклопедия
  • персоналии
  • политическая идеология
  • общество
  • идеология
  • выборы
  • политическая философия
  • экономика
  • закон
  • история
  • право
  • Новости
  • права человека
  • термины
  • протесты
  • Политика
  • конституция
  • аналитика
  • форма государства
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности