• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
3 февраля, 2023
​
Cтать автором / редактором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Аврелий Августин Блаженный

Сергей Стрикун
08.11.2021
Энциклопедия
0
332
Прочитали

Содержание

  • 1 Историческая справка
  • 2 Аврелий Августин Блаженный и его основные взгляды
    • 2.1 Аврелий Августин о «двух градах» и развитии человечества
    • 2.2 О необходимости государства и позитивного права
    • 2.3 Аврелий Августин о праве

Историческая справка

Аврелий Августин Блаженный (354—430) — идеолог христианства, учение которого содержит несколько интересных тезисов о праве, государстве и этике. С 395 г. и до конца жизни занимает должность епископа Гиппона (Северная Африка).

Взгляды на государство и право изложены им в трудах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других.

Аврелий Августин Блаженный и его основные взгляды

Аврелий Августин о «двух градах» и развитии человечества

Кратко – государство, право, общественные институты являются следствием греховной природы человека. Именно греховная природа, порожденная первым грехом Адама и Евы (являясь при этом замыслом Творца), является причиной того, что большая часть человечества живет по своим правилам — «по человеку», а не «по богу».

Таким образом, определяется два «града» — общество, живущее по божьим правилам (по духу) и общество, живущее с дьяволом (по плоти).

В этом тезисе Аврелия Августина отражаются мысли Платона (о государстве богатых и государстве бедных в одной стране), стоиков (отдельное государство и космополис), манихейства (борьба двух начал).

Таким образом, вся светская жизнь, основанная на человеческих законах и государственных структурах является греховной и исходит от греха. Отсюда рабство, неравенство, как естественные для греховной природы человека и противоречащие жизни «по богу».

Таким образом, есть идеальный божественный порядок, его продолжение – избранные христианские народы и их общины, и антагонист – греховный порядок остальных народов, который продлится до второго пришествия.

Но Августин делает оговорку – человеческие (светские) государство и право возможны, но они не должны препятствовать деятельности христианства (а иначе это власть преступна).

Августин говорит о том, что главное зло в свободе воли, ее слабости, порожденной от первородного греха. Зло это поступок человека и зло – наказание за поступок. Волю может оздоровить только благодать.

В своей трактовке исторической эволюции Августин выделяет шесть периодов в жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает Бога).

Таким образом, человечество сможет постичь бога только к своей старости. Так, по Августину, торжество христианства наступит в период от рождения Христа и до второго пришествия.

О необходимости государства и позитивного права

Большое внимание уделяется общностям (вслед за Цицероном) – семья, государство, языковая группа, человечество. Однако, отдается предпочтение малому государству. Так, сетуется, что вместо Римской Империи неплохо было бы, если бы существовало много небольших мирно соседствующих государств.

Августин говорит о человека, как о существе слабом, самостоятельно неспособном противостоять греху или построить какое-то идеальное общество и государство. Но оптимистично утверждается, что добро и справедливость победит, ведь другое невозможно. Добро и справедливость атрибуты бога, а соответственно когда-нибудь будут править человечеством.

Указывается также, что отдельный человек (также как и народ, семья и другие общности) это не цель в себе, но инструмент божий для установления божественного же порядка.

Рассматривая государственный строй, Августин большое внимание уделяет не самой структуре полномочий и ее недостатков, но морально-нравственным ориентирам. Так, не только несправедливый правитель является тираном, но и несправедливый народ, несправедливая аристократия именуется кликой. Государство, где не господствует право (как справедливость), является мертвым. Таким образом, любая форма правления является приемлемой если царствует справедливость и уважение к религии.

Августин при этом не отождествляет государство и церковь. Он говорит о том, что в его время церковь в государстве пленница, а церковь должна главенствовать и направлять светскую власть. Таким образом, обязанности распределены следующим образом – церковь наставляет светские правительства, власть в государстве всячески слушает наставления церкви и способствует ее развитию, а народ полностью лоялен государству и правящей элите.

Аврелий Августин о праве

Говоря о праве, Августин апеллирует к нерушимому и вечному божественному закону. Но подчинятся нужно как божественному, так и человеческому закону. Идеи Аврелия Августина о праве во многом схожи с идеям стоиков и Цицерона о естественном праве, как норме человеческих отношений. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.

При этом, если для языческих мыслителей (Платона, Цицерона и пр.) естественно-правовой характер права характеризуется воздаянием за поступки, то Аврелий Августин рассматривает источником этого принципа христианского бога.

Августин не одобряет любые отношения господства-подчинения, но оставляет право властвования за избранными – гражданами небесного града.

Христианский подход используется и для трактовки о законе и его нарушении. Таким образом, человек должен стремиться к уподоблению богу, однако, подчиняться ему, тем временем же быть выше того, чему уготовано быть в подчинении (например, животных).

Интересно мыслитель разделяет проступок и преступление – любой поступок, который портит душу и тело – проступок. Такой же поступок, приносящий вред другому – преступление. Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был канонизирован и назван Блаженным.

Метки энциклопедия
Следующая статья
Ричард Рорти - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Ричард Рорти

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вы можете нам помочь

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • персоналии
  • выборы
  • аналитика
  • протесты
  • закон
  • история
  • форма государства
  • права человека
  • политическая идеология
  • конституция
  • экономика
  • идеология
  • термины
  • общество
  • Новости
  • энциклопедия
  • право
  • политическая философия
  • скрепы
  • Политика
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности