• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
24 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Марк Туллий Цицерон

Энциклопедия
Марк Туллий Цицерон - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
126
Прочитали

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — знаменит своим ораторским мастерством, политической деятельностью и трудах о государстве и праве (например, О государстве», «О законах», «Об обязанностях»).

Как и многое в древнем Риме, идеи Цицерона также красной нитью длятся из Греции, в частности от Аристотеля и Платона, Полибия и стоицизма, оседая на римской почве видоизменяясь и получая собственные черты.

Содержание
Цицерон о государстве
О праве

Цицерон о государстве

Государство определяется Цицероном как ценность и достояние народа (res populi), совокупность людей на основе общности интересов и целей, согласием по основным вопросам устройства общественной жизни и права (общий правопорядок). В своих работах Цицерон не определяет полностью, но подходит к понятию «правовое государство».

Под воздействием стоицизма Цицерон приходит к выводу о том, что государство происходит из потребностей людей совместно жить и работать, а не из договорной концепции. Говоря о происхождении государства, Цицерон связывает его с семьей, как первоначальное объединение, которое потом разрастается и получает государственную форму, а также с собственностью этой семьи, которую необходимо охранять (собственность, при этом, священна, а посягательство на нее это нарушение и вандализм по отношению к праву и справедливости).

Священность государства подчеркивается и тем, что оно создано не людьми, оно является природным явлением и основано на всеобщем разуме и вселенском законе. При этом, материальный мир (природа) пронизан божественной волей, создан ей на основе ее установлений, обязательных для всех. Отсюда и мысль о том, что все люди разумны от природы и им не чужд общий вселенский закон. Только поэтому им и доступно общение и организация совместной жизни на основе государства. Цицерон воспевал разумность людей как продолжение вселенского разума. Разум призван обуздать пороки и порочные желания людей.

Следуя древнегреческой моде, Цицерон пытается проанализировать формы государства, их круговорот и создать свой идеальный строй. Классификацию он строит на основе воли и характера правителей. Исходя из числа правящих он устанавливает три простые формы правления – монархию (царскую власть — воля), аристократию (власть оптиматов — мудрость), демократию (власть народа — свобода).

Указанные простые формы не являются лучшими, но если основаны на вселенских законах справедливости, могут быть приемлемы. При этом, Цицерон благоволит монархии и недолюблювает демократию. При этом, простые формы обладают недостатками, из-за которых происходит их изменение в отрицательные формы (прямо по Полибию). При этом, такие вырожденческие формы не являются даже формами государства, так как теряют характеристику достояния народа и общих интересов.

Следуя Полибию, Цицерон также говорит о том, что наилучшей формой правления является смешанная, как лишенная недостатков простых форм, приводящих к вырождению государства. Философ пишет о том, что римское государство проходит путь от монархии к республике, становясь смешанной. И здесь философ предостерегает от опасности неправильного распределения полномочий между разными властями, что может привести к упадку и проявлению недостатков одной из форм, в случае наличия у нее избыточных полномочий.

Цицерон подчеркивает важность географического положения. Так, он пишет, что Рим находится в выигрышном положении – рядом с морем, но не на самом побережье, что дает ему преимущество перед прибрежными городами. Ведь прибрежные города подвергаются нападениям, а также ввиду миграции смешениям религий, культур, а значит и нравов (что приводит к возмущениям и переворотам).

Вразрез Платону, Цицерон утверждает, что его проект идеального государства не просто осуществим, а существовал в лучший период развития Римской республики. Отсюда постоянные апелляции к прошлому. Цицерон видел своими глазами, как меняются порядки и устанавливается монархия, при этом, выступая за сенатскую республику. Именно республика для него является идеальным смешанным строем на основах согласия всего населения.

С таких позиций Цицерон выступал как «популяр» (политическое течение, напротив по спектру — «оптиматы») – защитник простого народа, получивший за раскрытие заговора Катилины, титул «отец отечества». Он последовательно противостоял единоличным правителям – Клодию (при его царствовании ему даже пришлось покинуть Рим), Цезаря, Помпея и Краса. Он охарактеризовал свое время как «ночь республики». Имя Цицерона выкрикивали в сенате после убийства Цезаря (при том, что сам философ к этому руку не приложил).

При этом, отстаивая идеалы общего блага, общего правопорядка и согласия, герой настоящего материала не был борцом с рабством, считая рабство справедливым, естественным. Это владение слабыми для их пользы. Конечно, раб тоже не должен быть угнетен и у него должно быть все необходимое.

Кроме модели идеального государства, Цицерон не обошел внимания образы идеального гражданина и идеального правителя. Философ считал, что управление это наука и искусство, к которому от природы тянутся мудрейшие (управление как главная задача мудрости и обязанность мудрого), чтобы сделать мир и жизнь людей лучше. Вот основные черты идеального правителя по Цицерону – мудрость, справедливость, сдержанность, знание основ права и красноречивость. Отдельно выделяется сила, которую правитель должен применить для установления порядка в темные периоды истории.

А вот как описывается идеальный гражданин – любознательность, справедливость, благопристойность, величие духа, следование порядкам (например, уважение частной собственности), трудолюбие, политическая активность.

О праве

Природа (весь материальный и социальный мир, в том числе человеческое сознание, которым присущи порядок и законообразность) основана на справедливости и является источником права. У этой самой природы есть два уровня – духовный и материальны. Первый уровень довлеющий, второй подчиняющийся. Именно духовный уровень является источником и носителем права. Таким образом, право понимается Цицероном в рамках естественно-правовой школы. Таким образом, есть природный истинный закон и закон людской. Такой закон или естественное право возникло до появления людей и государства. А вот общий правопорядок государства это воплощение природного закона, который должен ему соответствовать. Отсюда тезис о том, что право устанавливается природой, а не человеком.

Главный критерий справедливости по Цицерону – соответствует ли закон естественному праву. Справедливость при этом состоит из нескольких идей – ненанесение вреда, ненарушение собственности.

Для человеческого закона есть и другие обязательные соответствия – соответствие нравам, традициям, обычаям и государственному строю конкретного государства. При этом, право должно быть универсально (написанный Цицероном закон о религии). Кроме того, Цицерон одним из первых (в законе о магистратах) задумался о соразмерности полномочий должностных лиц (используется понятие империй, как совокупность полномочий чиновника) и подчинения полномочиям (сейчас это рассматривается как фактор коррупциогенности и злоупотребление полномочиями).  Особая важность у преамбулы к закону – она должна содержать в себе цель его установления, своеобразного объяснения его введения.

Важна для дальнейшего развития права идея разделения позитивного права на публичное и частное и идея выделения права народов (прообраз международного права). Так, независимо существует естественное международное право в качестве универсального средства общения народов. Формируется принцип международных договоров как продолжения естественного права и попытка отрефлексировать войны. Война по Цицерону может быть справедливой только в случае ее объявления и если переговоры не привели к миру (прямо претензионный порядок). Оправдывать военные действия может и необходимость защиты государства или если целью войны является мир. Также мы видим призывы к гуманизму с противником, в том числе с пленными.

Цицерон воистину оставил огромное наследие. На него ссылались как другие римские юристы, так и последующие мыслители – христианские Лактанций и Августин, философы эпохи Возрождения, Французской революции (Мирабо, Робеспьер).

Метки энциклопедия
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Римское право и римские юристы - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Римское право и римские юристы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • протесты
  • политическая философия
  • Политика
  • политическая идеология
  • закон
  • право
  • форма государства
  • идеология
  • история
  • аналитика
  • экономика
  • персоналии
  • конституция
  • энциклопедия
  • скрепы
  • выборы
  • общество
  • термины
  • Новости
  • права человека
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности