Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — знаменит своим ораторским мастерством, политической деятельностью и трудах о государстве и праве (например, О государстве», «О законах», «Об обязанностях»).
Как и многое в древнем Риме, идеи Цицерона также красной нитью длятся из Греции, в частности от Аристотеля и Платона, Полибия и стоицизма, оседая на римской почве видоизменяясь и получая собственные черты.
Цицерон о государстве
Государство определяется Цицероном как ценность и достояние народа (res populi), совокупность людей на основе общности интересов и целей, согласием по основным вопросам устройства общественной жизни и права (общий правопорядок). В своих работах Цицерон не определяет полностью, но подходит к понятию «правовое государство».
Под воздействием стоицизма Цицерон приходит к выводу о том, что государство происходит из потребностей людей совместно жить и работать, а не из договорной концепции. Говоря о происхождении государства, Цицерон связывает его с семьей, как первоначальное объединение, которое потом разрастается и получает государственную форму, а также с собственностью этой семьи, которую необходимо охранять (собственность, при этом, священна, а посягательство на нее это нарушение и вандализм по отношению к праву и справедливости).
Священность государства подчеркивается и тем, что оно создано не людьми, оно является природным явлением и основано на всеобщем разуме и вселенском законе. При этом, материальный мир (природа) пронизан божественной волей, создан ей на основе ее установлений, обязательных для всех. Отсюда и мысль о том, что все люди разумны от природы и им не чужд общий вселенский закон. Только поэтому им и доступно общение и организация совместной жизни на основе государства. Цицерон воспевал разумность людей как продолжение вселенского разума. Разум призван обуздать пороки и порочные желания людей.
Следуя древнегреческой моде, Цицерон пытается проанализировать формы государства, их круговорот и создать свой идеальный строй. Классификацию он строит на основе воли и характера правителей. Исходя из числа правящих он устанавливает три простые формы правления – монархию (царскую власть — воля), аристократию (власть оптиматов — мудрость), демократию (власть народа — свобода).
Указанные простые формы не являются лучшими, но если основаны на вселенских законах справедливости, могут быть приемлемы. При этом, Цицерон благоволит монархии и недолюблювает демократию. При этом, простые формы обладают недостатками, из-за которых происходит их изменение в отрицательные формы (прямо по Полибию). При этом, такие вырожденческие формы не являются даже формами государства, так как теряют характеристику достояния народа и общих интересов.
Следуя Полибию, Цицерон также говорит о том, что наилучшей формой правления является смешанная, как лишенная недостатков простых форм, приводящих к вырождению государства. Философ пишет о том, что римское государство проходит путь от монархии к республике, становясь смешанной. И здесь философ предостерегает от опасности неправильного распределения полномочий между разными властями, что может привести к упадку и проявлению недостатков одной из форм, в случае наличия у нее избыточных полномочий.
Цицерон подчеркивает важность географического положения. Так, он пишет, что Рим находится в выигрышном положении – рядом с морем, но не на самом побережье, что дает ему преимущество перед прибрежными городами. Ведь прибрежные города подвергаются нападениям, а также ввиду миграции смешениям религий, культур, а значит и нравов (что приводит к возмущениям и переворотам).
Вразрез Платону, Цицерон утверждает, что его проект идеального государства не просто осуществим, а существовал в лучший период развития Римской республики. Отсюда постоянные апелляции к прошлому. Цицерон видел своими глазами, как меняются порядки и устанавливается монархия, при этом, выступая за сенатскую республику. Именно республика для него является идеальным смешанным строем на основах согласия всего населения.
С таких позиций Цицерон выступал как «популяр» (политическое течение, напротив по спектру — «оптиматы») – защитник простого народа, получивший за раскрытие заговора Катилины, титул «отец отечества». Он последовательно противостоял единоличным правителям – Клодию (при его царствовании ему даже пришлось покинуть Рим), Цезаря, Помпея и Краса. Он охарактеризовал свое время как «ночь республики». Имя Цицерона выкрикивали в сенате после убийства Цезаря (при том, что сам философ к этому руку не приложил).
При этом, отстаивая идеалы общего блага, общего правопорядка и согласия, герой настоящего материала не был борцом с рабством, считая рабство справедливым, естественным. Это владение слабыми для их пользы. Конечно, раб тоже не должен быть угнетен и у него должно быть все необходимое.
Кроме модели идеального государства, Цицерон не обошел внимания образы идеального гражданина и идеального правителя. Философ считал, что управление это наука и искусство, к которому от природы тянутся мудрейшие (управление как главная задача мудрости и обязанность мудрого), чтобы сделать мир и жизнь людей лучше. Вот основные черты идеального правителя по Цицерону – мудрость, справедливость, сдержанность, знание основ права и красноречивость. Отдельно выделяется сила, которую правитель должен применить для установления порядка в темные периоды истории.
А вот как описывается идеальный гражданин – любознательность, справедливость, благопристойность, величие духа, следование порядкам (например, уважение частной собственности), трудолюбие, политическая активность.
О праве
Природа (весь материальный и социальный мир, в том числе человеческое сознание, которым присущи порядок и законообразность) основана на справедливости и является источником права. У этой самой природы есть два уровня – духовный и материальны. Первый уровень довлеющий, второй подчиняющийся. Именно духовный уровень является источником и носителем права. Таким образом, право понимается Цицероном в рамках естественно-правовой школы. Таким образом, есть природный истинный закон и закон людской. Такой закон или естественное право возникло до появления людей и государства. А вот общий правопорядок государства это воплощение природного закона, который должен ему соответствовать. Отсюда тезис о том, что право устанавливается природой, а не человеком.
Главный критерий справедливости по Цицерону – соответствует ли закон естественному праву. Справедливость при этом состоит из нескольких идей – ненанесение вреда, ненарушение собственности.
Для человеческого закона есть и другие обязательные соответствия – соответствие нравам, традициям, обычаям и государственному строю конкретного государства. При этом, право должно быть универсально (написанный Цицероном закон о религии). Кроме того, Цицерон одним из первых (в законе о магистратах) задумался о соразмерности полномочий должностных лиц (используется понятие империй, как совокупность полномочий чиновника) и подчинения полномочиям (сейчас это рассматривается как фактор коррупциогенности и злоупотребление полномочиями). Особая важность у преамбулы к закону – она должна содержать в себе цель его установления, своеобразного объяснения его введения.
Важна для дальнейшего развития права идея разделения позитивного права на публичное и частное и идея выделения права народов (прообраз международного права). Так, независимо существует естественное международное право в качестве универсального средства общения народов. Формируется принцип международных договоров как продолжения естественного права и попытка отрефлексировать войны. Война по Цицерону может быть справедливой только в случае ее объявления и если переговоры не привели к миру (прямо претензионный порядок). Оправдывать военные действия может и необходимость защиты государства или если целью войны является мир. Также мы видим призывы к гуманизму с противником, в том числе с пленными.
Цицерон воистину оставил огромное наследие. На него ссылались как другие римские юристы, так и последующие мыслители – христианские Лактанций и Августин, философы эпохи Возрождения, Французской революции (Мирабо, Робеспьер).