Жорж Батай (1897-1962)
Жорж Батай родился на юге Франции. Позже семья переехала в Реймс, там мальчика крестили. Жорж Батай воспитывался не в религиозной семье, его не принуждали к регулярным походам в церковь или соблюдению определенных традиций, однако в 1914 году он обращается в католичество. На протяжении девяти лет Батай является набожным католиком и желает строить духовную карьеру. Поэтому он готовится стать священником и даже поступает учиться в семинарию. Но ему приходится оставить обучение, предположительно, из-за материальных трудностей в семье и пойти работать. А уже в начале 20-х годов XX века Батай разочаровывается в религии и заявляет, что он — атеист.
Вместо того, чтобы становиться священником, Жорж Батай поступает в Национальную школу хартий и начинает свой путь к получению высшего образования. В этот период у него было много знакомств и открытий. Там он получил отличное светское образование, закончив учебное заведение со степенью бакалавра. Кстати, во время обучения Жорж Батай познакомился со Львом Шестовым, который оказал на него существенное влияние.
Затем будущий философ начинает работать в Национальной библиотеке на должности хранителя. На этом месте Жорж Батай провел очень долгий период своей жизни. Одновременно с основной работой он вступает кружок Бориса Суварина, антисталиниста и коммуниста. Также, Жорж Батай много публиковался. Он писал эссе, очерки, стихи, заметки и т.п. Темы автор выбирал самые разнообразные: от эротики до философии. Периодически Жорж Батай публиковался под псевдонимами, а иногда случалось такое, что его произведения запрещались. Несмотря на то, что при жизни среди современников у него не было особого признания, отрицать его мощнейшее влияние на гениальных философов — глупо.
Позднее Жорж Батай основал тайное общество Ацефал. Символом стал обезглавленный человек, который в одной руке держит кинжал, а в другой — полыхающее сердце. Годом ранее до образования коллектива начал выходить журнал с одноименным названием. Вокруг этого кружка ходило много слухов и легенд. Как итог, перед началом Второй Мировой войны данное общество распалось.
Также, Батай являлся организатором Социологического колледжа в 1937 году. Касаемо личной жизни философа, то там как и у всех бывали и взлеты, и падения. Жорж Батай был дважды женат. От последней женщины у него на свет появилась дочь.
Скончался философ в 64 года во Франции.
Темы, на которые рассуждал Жорж Батай, были весьма различны, а его идеи то резко, то плавно трансформировались, приобретали новые очертания, иногда даже кардинально меняли свой вектор на протяжении всей жизни автора.
Непрерывность и идея высшего существа
Теория религии у Жоржа Батая находится на различении двух дополняющих друг друга, но одновременно противоборствующих начал. Одно из них — это непрерывное бытие, то есть то состояние мира, которое лишено объекта и субъекта. Непрерывность в каком-то смысле практически неотличима от смерти. И выделение индивида из этой непрерывности требует рывка.
Человеческий мир — это мир разделения на цели и средства. Люди, пытаясь структурировать мир, разобрать его на определенные уровни, стороны сделали его, как бы это парадоксально не было — более примитивным. По словам Жоржа Батая, подобный мир — это последствие интеллекта, то есть желание разумного существа построить собственный “микрокосмос”. Однако в первоначальном хаосе, как утверждает философ, все было намного разнообразнее и не так ограничено. Следовательно, человеческий интеллект, опять же прозвучит парадоксально, но приводит к весьма примитивным вещам.
Для Жоржа Батая есть две формы религиозности. Во-первых, негативная. К ней относится всякая мистика, которая ставит целью стремление к естественному и первоначальному единству. На это вообщем-то и направлены разнообразные духовные практики. Во-вторых, позитивная. К ней относится рациональная теология, в центре которой стоит Высшее Существо, а также привязанные к нему догматы, культы и т.п. Божественное Существо — это дух вне реальности. И как раз между этими типами возникают сложные отношения. Возникает огромное количество вопросов о тайной власти хаоса и установленной бессильной структурой бытия. Как итог, отсюда возникают вполне оправданные попытки уравновесить эти два начала друг с другом, но все попытки становятся тщетными.