Энвайронментализм
Энвайронментализм (экологизм) — политическое и этическое движение, которое стремится улучшить и защитить качество природной среды путем изменения экологически вредной деятельности человека; путем принятия форм политической, экономической и социальной организации, которые считаются необходимыми или, по крайней мере, способствующими доброму отношению людей к окружающей среде; и путем переоценки отношений человечества с природой. По-разному, энвайронментализм утверждает, что живые существа, отличные от людей, и природная среда в целом, заслуживают внимание в рассуждениях о нравственности политической, экономической и социальной политики.
Энвайронментализм и его интеллектуальные основы
Энвайронментализм и различные ветви экологического движения часто подразделяются на два интеллектуальных лагеря: те, которые считаются антропоцентрическими или “ориентированными на человека” по ориентации, и те, которые считаются биоцентрическими или “ориентированными на жизнь”.
Это разделение было описано в другой терминологии как “поверхностная” экология по сравнению с “глубокой” экологией и как “техноцентризм” по сравнению с “экоцентризмом”. Антропоцентрические подходы сосредоточены главным образом на негативных последствиях деградации окружающей среды для людей и их интересов, включая их интересы в области здравоохранения, отдыха и качества жизни. Он часто характеризуется механистическим подходом к нечеловеческой природе, в котором отдельные существа и виды имеют только инструментальную ценность для людей.
Определяющей чертой антропоцентризма является то, что он рассматривает моральные обязательства людей перед окружающей средой, вытекающие из обязательств, которые люди имеют друг перед другом — и, что менее важно, перед будущими поколениями людей, — а не из каких-либо обязательств перед другими живыми существами или окружающей средой в целом. Таким образом, обязательства человека перед окружающей средой являются косвенными.
Критики антропоцентризма обвиняют его в том, что он представляет собой форму человеческого “шовинизма». Они утверждают, что антропоцентрические подходы предполагают исторически западный взгляд на природу как на просто ресурс, которым можно управлять или использовать в человеческих целях, — взгляд, который, как они утверждают, несет ответственность за столетия разрушения окружающей среды. В отличие от антропоцентризма, биоцентризм утверждает, что природе присуще моральная ценность, которая не зависит от ее полезности для людей, и именно эта внутренняя ценность непосредственно порождает обязательства перед окружающей средой. Поэтому люди морально обязаны защищать окружающую среду, а также отдельных существ и виды ради них самих. В этом смысле биоцентрика рассматривает людей и другие элементы природной среды, как живые, так и часто неживые, как членов единого морального и экологического сообщества.
К 1960-м и 70-м годам, по мере того как научные знания о причинах и последствиях деградации окружающей среды становились все более обширными и сложными, некоторые ученые, интеллектуалы и активисты все больше беспокоились о способности Земли поглощать отходы человеческой экономической деятельности и, действительно, поддерживать человеческую жизнь. Эта озабоченность способствовала росту массового экологического движения в ряде стран, создание новых неправительственных экологических организаций и формирование экологических (“зеленых”) политических партий в ряде западных демократий. По мере того, как политические лидеры постепенно начали осознавать серьезность экологических проблем, правительства в начале 1970-х годов начали переговоры, которые привели к принятию все большего числа международных природоохранных соглашений.
Разделение между антропоцентрическим и биоцентрическим подходами сыграло центральную роль в развитии экологической мысли в конце 20-го века. В то время как некоторые более ранние школы, такие как апокалиптическая (остаться в живых) экология и освободительные движения «За защиту окружающей среды» в первую очередь озаботились о человеческом благополучии, поздние движения, в том числе социальная экология, глубинная экология, в защиту прав животных, экофеминизм, центральное внимание уделили нравственности.
Антропоцентрические школы мысли
Апокалиптический энвайронментализм
Видение движения энвайронментализм 1960-х и начала 70-х годов было в целом пессимистичным, отражая всепроникающее чувство “болезни цивилизации” и убежденность в том, что долгосрочные перспективы Земли были мрачными. Такие произведения, как «Безмолвная весна» Рейчела Карсонса (1962), “Трагедия Общин” Гаррета Хардина (1968), «Пределы роста» Донелла Х. Медоуза (1972), предположили, что планетарная экосистема достигла пределов того, что она могла выдержать. Эта так называемая апокалиптическая литература предположила, что увеличение полномочий централизованного правительства над деятельностью человека, является экологически правильным. Такая точка зрения выражена наиболее ярко у Роберта Хейлбронера, который утверждал, что человеческому выживанию, в конечном счете, необходима жертва в виде человеческой свободы.
Контраргументы, подобные тем, которые представлены в книге Джулиана Саймона и Германа Кана «Находчивая земля» (1984), подчеркивали способность человечества находить или изобретать заменители ресурсов, которые были скудными и находились под угрозой истощения.
Освободительный энвайронментализм
Начиная с 1970-х годов многие члены движения энвайронментализм пытались разработать стратегии ограничения деградации окружающей среды за счет переработки отходов, использования технологий альтернативной энергетики, децентрализации и демократизации экономического и социального планирования, а для некоторых — реорганизации основных промышленных секторов, включая сельское хозяйство и энергетику. В отличие от апокалиптического энвайронментализма, так называемый “освободительный” энвайронментализм придерживался более позитивного и практического подхода, одним из аспектов которого были усилия по продвижению экологического сознания и этики об “управлении” окружающей средой.
Одной из форм освободительный экологии — благо экологии, которое призвано улучшить жизнь человека путем создания безопасной и чистой среды — было частью более широкой заботы о распределительной справедливости и отражало тенденцию, позднее охарактеризовавшуюся как “постматериализм” граждан в развитых индустриальных обществах, чтобы придать большее значение “качеству жизни”, чем традиционным экономическим проблемам.
Освободительный экологизм также отличался для некоторых его сторонников акцентом на развитие мелкомасштабных систем экономического производства, которые были бы более тесно интегрированы с естественными процессами окружающих экосистем. Этот экологически целостный подход к экономическому планированию был предложен в работе американского эколога Барри Коммонера и немецкого экономиста Эрнста Фридриха Шумахера.
В отличие от предыдущих мыслителей, которые преуменьшали взаимосвязи природных систем, Коммонер и Шумахер подчеркнули важность производственных процессов, которые работали с природой, а не против нее, рекомендовали использовать органические и возобновляемые ресурсы, а не синтетические продукты (напр., пластмассы и химические удобрения), выступали за возобновляемую энергетику ресурсов (например, энергии ветра и солнца) и государственную политику, которая способствовала бы эффективному общественному транспорту и энергетической эффективности.
Освободительный подход был вызван в 1990-е годы популярным лозунгом “Думай глобально, действуй локально». Однако, ее маломасштабное децентрализованное планирование и производство подвергались критике как нереалистичные в высокоразвитых урбанизированных и индустриальных обществах.
Биоцентрические школы мысли
Социальная экология и глубинная экология
Акцент на маломасштабных экономических структурах и социальных аспектах экологического кризиса также является особенностью школы мысли, известной как социальная экология (социальный энвайронментализм), основным сторонником которой был американский экологический анархист Мюррей Букчин.
Социальные экологи прослеживают причины деградации окружающей среды в существовании несправедливых иерархических отношений в человеческом обществе, которые они считают эндемичными к масштабным социальным структурам современных капиталистических государств. Соответственно, они утверждают, что наиболее благоприятной для окружающей среды формой политической и социальной организации является форма, основанная на децентрализованных небольших сообществах и системах производства.
Более радикальная доктрина, известная как глубокая экология (глубокий энвайронментализм), основана на защитных темах раннего экологического движения. Его главными создателями были норвежский философ Арне Несс, американский социолог Билл Деволл и американский философ Джордж Сешнс. Они разделяют с социальными экологами недоверие к капитализму и промышленным технологиям и выступают за децентрализованные формы социальной организации.
Глубинные экологи также утверждают, что людям необходимо восстановить “духовные” отношения с нечеловеческой природой. Они утверждают, что, понимая взаимосвязь всех организмов, включая людей, в экосфере и сопереживая нечеловеческой природе, люди развили бы экологическое сознание и чувство экологической солидарности.
Биоцентрический принцип взаимосвязанности был широко разработан британским экологом Джеймсом Лавлоком, который постулировал в книге «Гея: Новый взгляд на жизнь на Земле» (1979), что планета — это единое живое саморегулирующееся существо, способное восстановить экологическое равновесие даже без существования человеческой жизни.
Несмотря на их акцент на духовности, некоторые более экстремальные формы глубокой экологии подверглись резкой критике как антигуманные на том основании, что они влекут за собой противодействие оказанию помощи пострадавшим от голода и иммиграции и принятие крупномасштабных человеческих жертв, вызванных СПИДом и другими пандемиями.
Права животных и энвайронментализм
Акцент на внутренней ценности и взаимосвязанности природы был основополагающим для развития движения за права животных, на активность которого оказали влияние такие работы, как «Освобождение животных» (1975) австралийского философа Питера Сингера и «Дело за права животных» (1983) американского философа Тома Ригана.
Подходы в области прав животных выходят за рамки проблемы жестокого обращения и жестокости по отношению к животным, требуя положить конец всем формам эксплуатации животных, включая использование животных в научных и медицинских экспериментах и в качестве источников развлечений (например, в цирках, родео, и расы) и еды.
Экофеминизм
Угнетение, иерархия и духовные отношения с природой также были главными проблемами экофеминизма. Экофеминисты в движении энвайронментализм утверждают, что существует связь между разрушением природы людьми и угнетением женщин мужчинами, которая проистекает из политических теорий и социальных практик, в которых и женщины, и природа рассматриваются как объекты, которыми можно владеть или контролировать.
Экофеминисты стремятся обеспечить центральную роль женщин в построении экологически безопасного и социально справедливого общества. Однако, они разделились во мнениях о том, как понимать отношения между природой и женщинами, которые, по их мнению, являются более интимными и более “духовными”, чем отношения между природой и мужчинами. В то время как культурные экофеминисты утверждают, что отношения присущи репродуктивным и воспитательным ролям женщин, социальные экофеминисты, признавая непосредственность отношений, утверждают, что они проистекают из социальных и культурных иерархий, которые ограничивают женщин в первую очередь частной сферой.
Энвайронментализм и его история
Озабоченность воздействием на человеческую жизнь таких проблем, как загрязнение воздуха и воды, относится, по крайней мере, к римским временам. Загрязнение было связано с распространением эпидемических заболеваний в Европе между концом 14 века и серединой 16 века, а сохранение почвы практиковалось в Китае, Индии и Перу еще 2000 лет назад. В целом, однако, такие опасения не вызвали общественной активности.
Современный энвайронментализм возникло в основном из-за озабоченности в конце 19 века по поводу защиты сельской местности в Европе и дикой природы в Соединенных Штатах, а также последствий загрязнения для здоровья во время промышленной революции. В противовес доминирующей политической философии того времени, либерализму, который считал, что все социальные проблемы, в том числе экологические, могут и должны решаться с помощью свободного рынка, большинство ранних защитников окружающей среды считали, что правительство, а не рынок, должно отвечать за охрану окружающей среды и обеспечение безопасности окружающей среды.
Ранняя философия сохранения ресурсов была разработана Гиффордом Пинчотом (1865-1946), первым начальником Лесной службы США, для которого сохранение представляло собой разумное и эффективное использование ресурсов. Также в Соединенных Штатах примерно в то же время более выраженный биоцентрический подход возник в философии охраны природы Джона Мьюира (1838-1914), основателя Сьерра-клуба, и Альдо Леопольда (1887-1948), профессора управления дикой природой, который сыграл ключевую роль в создании Национального леса Гила в Нью-Мексико.
Леопольд ввел концепцию этики земли, утверждая, что люди должны превратиться из покорителей природы в ее граждан; его эссе, составленные посмертно в Альманахе округа Сэнд (1949), оказали значительное влияние на более поздних биоцентрических защитников окружающей среды.
Экологические организации, созданные с конца 19-го до середины 20-го века, были в основном лоббистскими группами среднего класса, занимающимися вопросами охраны природы, защиты дикой природы и загрязнения окружающей среды, вызванного промышленным развитием и урбанизацией. Существовали также научные организации, занимающиеся естественной историей и биологическими аспектами природоохранных усилий.
Хотя в то время Соединенные Штаты возглавляли мир в таких усилиях, в Европе и Океании также происходили другие заметные изменения в области охраны природы. Например, группа швейцарских ученых и защитников природы убедила правительство выделить 14 000 гектаров (примерно 34 600 акров) земли в Швейцарских Альпах в качестве первого национального парка Европы к 1914 году. В Новой Зеландии Общество защиты местных птиц (позднее Королевское общество защиты лесов и птиц, или «Лес и птица») возникло в 1923 году в ответ на опустошение острова Капити.
Начиная с 1960-х годов различные философские направления движения энвайронментализм получили политическое выражение благодаря созданию “зеленых” политических движений в форме активистских неправительственных организаций и политических партий-защитников окружающей среды. Несмотря на разнообразие экологического движения, четыре столпа обеспечили единую тему для достижения широких целей политической экологии:
- защита окружающей среды,
- массовая демократия,
- социальная справедливость,
- ненасилие.
Однако для небольшого числа экологических групп и отдельных активистов, занимающихся экотерроризмом, насилие рассматривалось как оправданный ответ на то, что они считали жестоким обращением с природой со стороны некоторых заинтересованных сторон, особенно лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности. Политические цели современного зеленого движения на промышленно развитом Западе были сосредоточены на изменении государственной политики и продвижении экологических социальных ценностей.
Примеры включают:
- кампании в Тасмании в 1970-х и 80-х годах по блокированию затопления озера Педдер и перекрытия реки Франклин;
- протесты в Соединенных Штатах и Западной Европе против развития ядерной энергетики, особенно после катастрофических аварий на Остров Три Майл (1979) и Чернобыль (1986);
- связанные с этим многолетние споры вокруг добычи урана на Северной территории Австралии, в том числе на шахте Джабилука; протесты против вырубки лесов в Индонезии и бассейне Амазонки;
- кампании в нескольких странах по ограничению объема парниковых газов, выделяемых в результате деятельности человека.
В менее промышленно развитых или развивающихся странах экологизм более тесно связан с политикой “освобождения” и активизмом на низовом уровне по таким вопросам, как нищета, демократизация, политические права и права человека, включая права женщин и коренных народов. Примерами могут служить движение Чипко в Индии, которое связало защиту лесов с правами женщин, и Ассамблея бедных в Таиланде, коалиция движений, борющихся за право участвовать в политике в области окружающей среды и развития.
Ранние стратегии современного движения энвайронментализм были сознательно активистскими и нетрадиционными, включающими прямые акции протеста, направленные на препятствование и привлечение внимания к экологически вредным стратегиям и проектам. Другие стратегии включали кампании по просвещению общественности и средств массовой информации, мероприятия, ориентированные на общины, и традиционное лоббирование политиков и политических представителей.
Движение также пыталось подавать публичные примеры, чтобы повысить осведомленность и чувствительность к экологическим проблемам. Такие проекты включали переработку отходов, экологичное потребление и создание альтернативных сообществ, включая самодостаточные фермы, рабочие кооперативы и проекты кооперативного жилья.
Избирательные стратегии экологического движения включали выдвижение кандидатов-экологов и регистрацию политических партий «зеленых». Эти партии были задуманы как новый вид политической организации, которая напрямую повлияет на экологическое движение на низовом уровне на механизм управления, сделает охрану окружающей среды центральной заботой государственной политики и сделает государственные институты более демократичными, прозрачными и подотчетными.
Первые в мире партии зеленых — Партия ценностей, национальная партия в Новой Зеландии, и Объединенная группа Тасмании, организованная в австралийском штате Тасмания, была основана в начале 1970—х годов. Первый явно зеленый член национального законодательного органа был избран в Швейцарии в 1979 году; позже, в 1981 году, четыре зеленых получили места в законодательном органе Бельгии. Партии зеленых также были сформированы в бывшем советском блоке, где они сыграли важную роль в крахе некоторых коммунистических режимов, и в некоторых развивающихся странах Азии, Южной Америки и Африки, хотя они и добились там небольшого успеха на выборах.
Самой успешной экологической партией была Немецкая партия зеленых (die Grünen), основанная в 1980 году. Хотя ей не удалось получить представительство на федеральных выборах в том году, она вошла в Бундестаг (парламент) в 1983 и 1987 годах, набрав 5,6 процента и 8,4 процента голосов избирателей, соответственно. Партия не получила представительства в 1990 году, но в 1998 году она сформировала правящую коалицию с Социал-демократической партией, и лидер партии Йошка Фишер был назначен министром иностранных дел страны.
На протяжении последних двух десятилетий 20-го века партии зеленых завоевывали национальное представительство в ряде стран и даже претендовали на пост мэра в европейских столицах, таких как Дублин и Рим, в середине 1990-х годов. За пределами Европы Партия зеленых Новой Зеландии, которая была воссоздана из бывшей Партии ценностей в 1990 году, получила 7 процентов голосов на всеобщих выборах 1990 года; ее влияние выросло до 9 из 121 места в парламенте страны к 2002 году и до 14 мест в парламенте к 2014 году.
К этому времени партии зеленых стали широкими политическими инструментами, хотя они продолжали уделять особое внимание окружающей среде. При разработке политики партии они попытались применить ценности экологической философии ко всем вопросам, стоящим перед их странами, включая внешнюю политику, оборону и социальную и экономическую политику.
Несмотря на успех некоторых экологических партий, защитники окружающей среды по-прежнему расходились во мнениях относительно конечной ценности избирательной политики. Для некоторых участие в выборах имеет важное значение, поскольку оно повышает осведомленность общественности об экологических проблемах и поощряет традиционные политические партии к их решению. Другие, однако, утверждают, что компромиссы, необходимые для успеха на выборах, неизменно подрывают дух демократии на низовом уровне и прямых действий. Эта напряженность, пожалуй, наиболее ярко проявилась в немецкой партии зеленых.
Реалисты признали необходимость коалиций и компромисса с другими политическими партиями, включая традиционные партии, взгляды которых иногда противоречат взглядам Партии зеленых. Напротив, Фондис (фундаменталисты) утверждали, что прямое действие должно оставаться основной формой политических действий и что не следует заключать пакты или союзы с другими партиями. Аналогичным образом, в Великобритании, где Партия зеленых добилась успеха на некоторых местных выборах, но не смогла получить представительство на национальном уровне (хотя в 1989 году она набрала 15 процентов голосов в Европейском парламенте), эта напряженность проявилась в спорах между так называемыми “электоралистами” и “радикалами».
Внедрение внутрипартийной демократии также вызвало разногласия внутри экологических партий. В частности, более ранние стратегии, такие как постоянное участие членов партии в политике, контроль на низовом уровне над всеми партийными институтами и решениями и законодательная ротация избранных членов, чтобы предотвратить создание карьерных политиков, иногда воспринимались как бесполезные и разрушительные, когда партии зеленых получили представительство в местных, национальных или региональных ассамблеях.
К концу 1980-х годов энвайронментализм стал глобальной, а также национальной политической силой. Некоторые экологические неправительственные организации (например, Гринпис, Друзья Земли и Всемирный фонд дикой природы) создали значительное международное присутствие с офисами по всему миру и централизованными международными штаб-квартирами для координации лоббистских кампаний и выполнения функций центров кампаний и центров обмена информацией для своих национальных филиалов организации.
Создание транснациональных коалиций было и остается еще одной важной стратегией для экологических организаций и движений на низовом уровне в развивающихся странах, прежде всего потому, что это облегчает обмен информацией и опытом, но также и потому, что это укрепляет лоббирование и кампании прямого действия на международном уровне.
Благодаря своей международной активности, экологическое движение оказало влияние на повестку дня международной политики. Хотя небольшое число двусторонних и многосторонних международных экологических соглашений вступило в силу до 1960-х годов, начиная с 1972 года, Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме, в различных многосторонних природоохранных соглашениях увеличило число аспектов охраны окружающей среды. Добавлено множество практик с экологическими последствиями, как, например, сжигание ископаемого топлива, торговли исчезающими видами, обращение с опасными отходами, особенно ядерными отходами, и вооруженные конфликты.
Изменение характера общественных дебатов по окружающей среде нашло отражение также в организации Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года (Саммит Земли) в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в которой приняли участие около 180 стран и различные деловые группы, неправительственные организации и средства массовой информации.
В 21 веке экологическое движение объединило традиционные проблемы сохранения и загрязнения с более современными проблемами, связанными с экологическими последствиями экономической практики, такими как туризм, торговля, финансовые инвестиции и ведение войны. Защитники окружающей среды, вероятно, усилят тенденции конца 20-го века, в течение которого некоторые экологические группы все чаще сотрудничали не только с другими освободительными организациями, такими как правозащитные организации и группы коренных народов, но и с корпорациями и другими предприятиями.
Читайте также: