Глубинная экология

Глубинная экология

Определение

Глубинная экология (глубокая экология) – экологическая философия и общественное движение, основанное на убеждении, что люди должны радикально изменить свое отношение к природе от того, что ценит природу исключительно за ее полезность для людей, к тому, что признает, что природа имеет неотъемлемую ценность.

Иногда называемая “экософией”, глубокая экология предлагает определение самости, которое отличается от традиционных представлений и является социальным движением, которое иногда имеет религиозный и мистический подтекст. Термин возник в 1972 году благодаря норвежскому философу Арне Нэссу, который вместе с американским экологом Джорджем Сешнсом разработал платформу из восьми организационных принципов для общественного движения “Глубокая экология”. Глубокая экология отличается от других типов энвайронментализма более широкими и фундаментальными философскими утверждениями о метафизике, эпистемологии и социальной справедливости.

Акцент на биосфере

Консерватизм, протекционизм, наука об экологии и глубокая экология являются одними из основных компонентов политического и этического движения энвайронментализма. Глубокие экологи часто противопоставляют свою собственную позицию тому, что они называют “поверхностной экологией” других экологов. Они утверждают, что основное экологическое движение озабочено различными экологическими проблемами (такими как загрязнение, перенаселение и сохранение) только в той мере, в какой эти проблемы оказывают негативное влияние на экологию района и нарушают интересы человека. Они утверждают, что антропоцентрическое мировоззрение, содержащее инструменталистский взгляд на природу и взгляд на человечество как на завоевателя природы, привело к деградации окружающей среды во всем мире, поэтому оно должно быть заменено экоцентрическим (экологоцентрическим) или биоцентрическим мировоззрениями, где биосфера становится главным фокусом жизни.

Действия человека вызвали огромный каскад экологических проблем, которые теперь угрожают дальнейшей способности как природных, так и человеческих систем процветать. Решение критических экологических проблем глобального потепления, дефицита воды, загрязнения и потери биоразнообразия, возможно, являются самыми большими проблемами 21-го века.

Глубинная экология и ее роль. «Экологическое я»

В начале 1970-х годов Нэсс предположил, что движение защитников окружающей среды должно делать гораздо больше, чем просто сохранять и защищать окружающую среду. Он считал, что необходима радикальная переоценка понимания человеческой природы. В частности, он утверждал, что ухудшение состояния окружающей среды, вероятно, связано с концепцией о человеческом я, которое было плохо определено в прошлом. Нэсс утверждал, что человек отрезан от других и окружающего мира, когда он рассматривается как одинокое и независимое эго среди других одиноких и независимых эго. Это разделение ведет к ловушкам антропоцентризма и деградации окружающей среды. Он считал, что необходимо новое понимание себя (называемое “самореализация”)”.

Согласно глубокой экологии, самость следует понимать как глубоко связанную с природой и как часть ее, а не отделенную от нее. Глубинные экологи часто называют эту концепцию человеческой природы “экологическим я”, и она представляет людей, действующих и находящихся в гармонии с природой, а не в оппозиции к ней. По словам Наэсса, когда экологическое я осознается, оно признает и соблюдает нормы экологической этики это положит конец злоупотреблениям природой, которые типизируют традиционное “я”, оказавшееся в ловушке антропоцентрических установок. Более того, «экологическое я» будет практиковать “биоцентрический эгалитаризм”, в котором каждая природная сущность считается по своей сути равной любой другой сущности.

“Платформа глубинной экологии”

В 1984 году Нэсс разработал заявление из восьми пунктов, или платформу, для глубокой экологии. Заявление было предложено не как жесткий или догматический манифест, а скорее, как набор общих принципов, которые могли бы помочь людям сформулировать свои собственные глубокие экологические позиции. Он также должен был служить руководством к созданию движения глубокой экологии.
Восемь пунктов платформы «deep ecology posit»:

  • Благополучие и процветание человеческой и нечеловеческой жизни на Земле имеют ценность сами по себе. Эти ценности не зависят от полезности нечеловеческого мира для человеческих целей.
  • Богатство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей и сами по себе являются ценностями.
  • Люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие, кроме как для удовлетворения жизненно важных потребностей.
  • Нынешнее вмешательство человека в нечеловеческий мир чрезмерно, и ситуация быстро ухудшается.
  • Расцвет человеческой жизни и культур совместим с существенным сокращением человеческой популяции. Расцвет нечеловеческой жизни требует такого уменьшения.
  • Политика должна быть изменена, чтобы повлиять на основные экономические, технологические и идеологические структуры.
  • Идеологические изменения в основном связаны с оценкой качества жизни, вместо того чтобы придерживаться все более высокого уровня жизни.
  • Те, кто подписывается на вышеуказанные пункты, обязаны прямо или косвенно участвовать в попытке осуществить необходимые изменения.

Другие течения

Глубокая экология и экофеминизм

С самого начала глубокая экология имела слабо сплоченный массив последователей, происходящих из таких разрозненных групп, как феминистки (или “экофеминисты”), “социальные экологи”, пацифисты, мистики и постмодернисты. Каждая из этих разнообразных групп имеет свою собственную точку зрения на то, какой должна быть глубокая экология и в каких направлениях она должна развиваться.

Экофеминисты, например, утверждают, что андроцентризм (мужецентризм), а не антропоцентризм, является истинной причиной деградации природы. Они утверждают, что андроцентризм, наблюдаемый в традиционном патриархальном обществе с властью, несет ответственность за стремление доминировать над природой. Точно так же, как мужчины всегда пытались доминировать над женщинами, они также пытались подчинить природу.

Глубинная экология и социальная экология

Напротив, социальные экологи считают, что проблемы энвайронментализма связаны с авторитарной иерархией, которая также несет ответственность за такие болезни общества, как расизм, сексизм и классицизм. Они утверждают, что такие проблемы, как глобальное потепление или вымирание видов, вызваны так же, как социальные проблемы, такие как бедность и преступность, и все они могут быть отнесены к социальной структуре, в которой только некоторые пользуются реальной властью, в то время как большинство остается бессильным. Они утверждают, что деградация окружающей среды будет продолжаться до тех пор, пока такие социальные условия не будут устранены.

Глубинная экология и критика

Некоторые критики глубинной экологии утверждают, что движение основано на мистицизме и что это скорее религия, чем рациональный подход к вопросам окружающей среды. Эти критики указывают на создание Церкви глубокой экологии в Миннесоте в 1991 году как на пример того, как движение превратилось в духовный и мистический подход к природе, а не способ решения экологических проблем.
Экофеминисты и социальные экологи – группы, имеющие много общего с глубинными экологами, также придирались к социальному движению. Некоторые практики экофеминизма и социальной экологии обвиняли глубинных экологов в том, что они обладают неаутентичной и поверхностной духовностью и недостаточно высоко оценивают вопросы пола, класса и расы.

 

Читайте также:

Энвайронментализм (экологизм)

Биоцентризм

Экоцентризм

Техноцентризм

Устойчивое развитие

Глубинная экология

Социальная экология

Экофеминизм

 

Иное:

Антропоцентризм

Теоцентризм

Этика и мораль

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности