• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
23 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Консерватизм

Власть, Энциклопедия
Консерватизм - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
385
Прочитали
Содержание
Консерватизм – понятие и его базовые принципы
Базовые принципы
Консерватизм – историческая справка
Консерватизм как идеология
Консервативный темперамент
Литература по теме
Читайте также:

Консерватизм – понятие и его базовые принципы

Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Базовые принципы

  • Главная ценность – незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность;
  • Уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе;
  • Консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
  • Иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
  • Патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его;
  • Государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
  • Сильная государственная власть;
  • Интересы государства ценятся больше, чем интересы индивида;
  • Неприкосновенность частной собственности.

Из книги «Политический спектр. От «либерахи» до «ватника»

Консерватизм – историческая справка

Консерватизм традиционно основывается на органической концепции общества, то есть на убеждении, что общество — не просто разрозненная совокупность индивидов, а живой организм, состоящий из тесно связанных, взаимозависимых членов. Таким образом, консерваторы отдают предпочтение институтам и практикам, которые развивались постепенно и являются проявлениями преемственности и стабильности.

Ответственность правительства состоит в том, чтобы быть слугой, а не хозяином существующего образа жизни, и поэтому политики должны противостоять искушению преобразовать общество и политику. Это подозрение в правительственной активности отличает консерватизм не только от радикальных форм политической мысли, но и от либерализма, который является модернизирующим, антитрадиционалистским движением, направленным на исправление пороков, возникающих в результате злоупотребления социальной и политической властью.

В “Словаре дьявола» (1906) американский писатель Амброз Бирс определил консерватора как

«государственного деятеля, который влюблен в существующие пороки, в отличие от либерала, который хочет заменить их другими».

Амброз Гвиннет Бирс
Амброз Гвиннет Бирс

Консерватизм также следует отличать от реакционного мировоззрения, которое выступает за восстановление прежнего и, как правило, устаревшего политического или социального порядка.

Только в конце XVIII века, в ответ на потрясения Французской революции (1789), консерватизм начал развиваться как самостоятельная политическая позиция и движение. Термин «консерватор» был введен после 1815 года сторонниками недавно восстановленной монархии Бурбонов во Франции, в том числе автором и дипломатом Франсуа-Рене де Шатобрианом. В 1830 году британский политик и писатель Джон Уилсон Крокер использовал этот термин для описания партии британских тори.

Родоначальником современного, четко сформулированного консерватизма (хотя сам он никогда не использовал этот термин), как правило, признается британский парламентарий и политический писатель Эдмунд Берк, чьи размышления о революции во Франции (1790) были убедительным выражением неприятия консерваторами Французской революции и главным вдохновением для теоретиков контрреволюции в XIX веке. Для Берка и других пропарламентских консерваторов насильственные, нетрадиционные и искореняющие методы революции перевесили и извратили ее освободительные идеалы. Общее отвращение к насильственному ходу революции предоставило консерваторам возможность восстановить дореволюционные традиции, и вскоре появилось несколько направлений консервативной философии.

Эдмунд Берк
Эдмунд Берк

Консерватизм как идеология

Распространенный способ отличить консерватизм как от либерализма, так и от радикализма состоит в том, что консерваторы отвергают точку зрения о том, что люди могут совершенствоваться посредством политических и социальных изменений. Консерваторы, которые являются христианами, иногда выражают эту точку зрения, говоря, что люди виновны в первородном грехе. Скептически настроенные консерваторы отмечают, что человеческая история была наполнена большим количеством зла. Далекие от веры в доброту человеческой природы или человеческую рациональность, консерваторы склонны считать, что людьми движут их страсти и желания. Поэтому они естественно склонны к эгоизму, анархии, иррациональности и насилию.

Соответственно, консерваторы обращаются к традиционным политическим и культурным институтам, чтобы обуздать низменные и разрушительные инстинкты людей. По словам Берка, людям нужна “достаточная сдержанность в своих страстях”, которую правительство должно “обуздать и подчинить”. Семьи, церкви и школы должны учить ценностям самодисциплины, и те, кто не в состоянии усвоить этот урок, должны подчиняться дисциплине, навязанной им правительством и законом. Консерваторы считают, что без сдерживающей силы таких институтов не может быть этичного поведения и ответственного использования свободы.

Консервативный темперамент

Консерватизм — это в такой же степени вопрос темперамента, как и идеологии.   Консервативный темперамент проявляется посредством двух признаков:

  • Первый — это недоверие к человеческой природе, а также соответствующая вера в непрерывную историческую преемственность и в традиционные рамки ведения дел. Такие рамки могут быть политическими, культурными или религиозными, или они могут вообще не иметь абстрактного или институционального выражения.
  • Вторая характеристика консервативного темперамента — это отвращение к абстрактным рассуждениям и теоретизированию. Попытки философов и революционеров заранее спланировать общество, используя политические принципы, якобы основанные только на разуме, являются ошибочными и могут закончиться катастрофой, говорят консерваторы.

В этом отношении, консервативный темперамент заметно отличается от либерального. В то время как либерал сознательно формулирует абстрактные теории, консерватор инстинктивно принимает конкретные традиции. Именно по этой причине многие авторитеты в области консерватизма были вынуждены отрицать, что это подлинная идеология, рассматривая ее как состояние ума. Каковы бы ни были достоинства этой точки зрения, остается верным, что лучшие идеи консерватизма редко развиваются в устойчивые теоретические работы, сравнимые с работами либерализма и радикализма.

В противовес “рационалистическим планам” либералов и радикалов, консерваторы часто настаивают на том, что общества настолько сложны, что нет надежной и предсказуемой связи между тем, что пытаются сделать правительства, и тем, что происходит на самом деле. Поэтому, по их мнению, для правительств бесполезно и опасно вмешиваться в социальные или экономические реалии — как это происходит, например, в попытках государства контролировать заработную плату, цены или арендную плату.

Утверждение о том, что общество слишком сложно, чтобы его можно было улучшить с помощью социальной инженерии, естественно, поднимается вопрос:

“Что мы вообще подразумеваем под обществом?”.

Наиболее распространенный консервативный ответ подчеркивает идею традиции. Люди такие, какие они есть, потому что они унаследовали навыки, манеры, мораль и другие культурные ресурсы своих предков. Таким образом, понимание традиций, в частности, знание истории своего собственного общества или страны, является наиболее ценным когнитивным ресурсом, доступным политическому лидеру, не потому, что оно является источником абстрактных уроков, а потому, что оно непосредственно связывает его с обществом, правила которого он может изменять.

Консервативные идеи действуют опосредованно (не через программы политических партий), в силу того, что в общем человеческом темпераменте многое естественно или инстинктивно консервативно, например, страх внезапных перемен и склонность действовать привычно. Эти черты могут найти коллективное выражение, например, в сопротивлении навязываемым политическим изменениям и во всем спектре убеждений и предпочтений, которые способствуют стабильности культуры. Во всех обществах существование таких культурных ограничений на политические инновации представляет собой фундаментальный консервативный уклон, последствия которого были афористично выражены английским государственным деятелем XVII века виконтом Фолклендом:

“Если нет необходимости меняться, то не нужно меняться».

Однако простой инерции редко бывает достаточно для защиты консервативных ценностей в эпоху, когда доминируют рационалистические догмы и социальные изменения, связанные с непрерывным технологическим прогрессом.

Консерватизм часто ассоциировался с традиционными и устоявшимися формами религии. После 1789 года привлекательность религии удвоилась, отчасти из-за стремления к безопасности в эпоху хаоса. Римско-католическая церковь, благодаря своим корням в Средние века, привлекала больше консерваторов, чем любая другая религия. Не будучи католиком, Берк восхвалял католицизм как “самый эффективный барьер” против радикализма. Но консерватизм не испытывал недостатка в протестантских, еврейских, исламских и решительно антиклерикальных приверженцах. На основе консерватизма появилось движение христианских демократов.

Литература по теме

Тег «политический консерватизм»

Тег «политическая философия»

Консерваторы. Без либералов и революций Авторы: Жозеф де Местр, Эдмунд Бёрк

Читайте также:

Национализм и национал-патриотизм

Фашизм, его разновидности и направления:

Национал-социализм (нацизм)

Неофашизм

Консерватизм, его разновидности и направления:

Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)

Латинский консерватизм

Либеральный консерватизм

Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)

Социальный консерватизм

Христианская демократия

Патерналистский консерватизм

Прогрессивный консерватизм

Культурный консерватизм

Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)

Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)

Прагматичный консерватизм

Социализм, его разновидности и направления:

Коммунизм

Социал-демократия

Марксизм

Этический социализм

Фабианский социализм

Государственный социализм

Рыночный социализм

Либерализм, его разновидности и направления:

Консервативный либерализм

Неолиберализм

Социальный либерализм

Национал-либерализм

Культурный либерализм

Анархизм, его разновидности и направления:

Либертарианство

Анархо-коммунизм

Анархо-примитивизм

Национал-анархизм

Панархия

Минархизм

Анархо-феминизм

Анархо-синдикализм

Зеленый анархизм

Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)

Коллективистсвий анархизм (анархо-коллективизм)

Метки идеологияполитическая идеологияполитическая философиятерминыэнциклопедия
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Социализм (коммунизм) - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Социализм (коммунизм)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • энциклопедия
  • персоналии
  • экономика
  • форма государства
  • аналитика
  • право
  • Политика
  • идеология
  • права человека
  • политическая идеология
  • скрепы
  • закон
  • конституция
  • политическая философия
  • термины
  • протесты
  • выборы
  • Новости
  • история
  • общество
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности