Национализм (национал-патриотизм)
Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к созданию государства, которое охватывает территорию проживания нации и отстаивает её интересы.
Основные принципы
- Стремление собрать нацию в единое государство;
- Культурное обособление;
- Ориентация на особый путь развития страны;
- Защита отечественных товаропроизводителей и предпринимателей;
- Ориентация на особый путь исторического развития страны;
- Ценности самобытной цивилизации, сильной государственности, соборности, народности, православной веры (но и свободы вероисповедания граждан других религиозных конфессий), национальной культуры (на примере России);
- Защита отечественных товаропроизводителей и предпринимателей.
Из книги «Политический спектр. От «либерахи» до «ватника»
Современная природа национализма
Национализм — современное движение. На протяжении всей истории люди были привязаны к своей родной земле, традициям своих родителей и территориальным властям, но только в конце XVIII века национализм стал общепризнанной идеей, формирующей общественную и частную жизнь и одним из определяющих факторов современной истории. Из-за его жизнеспособности и всепроникающего характера, национализм часто считается довольно старым явлением. Иногда его ошибочно считают постоянным фактором политического поведения.
Собственно, американскую и французскую революции можно рассматривать как первые мощные ее проявления.
После проникновения в страны Латинской Америки, он распространился в начале XIX века в Центральную Европу, а оттуда, к середине века, в Восточную и Юго-Восточную Европу. В начале XX века национализм расцвел в Азии и Африке. Таким образом, XIX век был назван веком национализма в Европе, в то время как XX век стал веком подъема и борьбы национальных движений Азии и Африки.
Национализм и идентичность
Национализм подразумевает отождествление понятий государства или нации с народом, или, по крайней мере, определения государства в соответствии с этнографическими принципами. В эпоху национализма провозглашен принцип, согласно которому каждая национальность должна образовывать свое государство, или что государство должно включать всех членов этой национальности.
Ранее, государства или территории под одним правлением не разграничивались по национальному признаку. Люди выражали свою лояльность не государству, построенному по национальному признаку, а другим формам политической организации: городу-государству, феодалу, монарху и т.д.
Национальное государство не существовало на протяжении большей части истории, и очень долгое время оно не считалось идеалом. В первые XV веков нашей эры идеалом было универсальное мировое государство, а не лояльность какому-либо отдельному политическому образованию.
Римская империя подала пример, который сохранился не только в Священной Римской империи средневековья, но и в концепции «res publica christiana» («христианская республика» или сообщество) и в ее более поздней форме единой цивилизации.
Как политическая преданность до эпохи национализма не определялась национальностью, так и цивилизация не рассматривалась как определяемая на национальном уровне. В средние века цивилизация рассматривалась как религиозно детерминированная — для всех различных национальностей христианского мира, а также для представителей ислама существовала только одна цивилизация — мусульманская, только один язык культуры — латинский (или греческий) для Европы или арабский (персидский) для мусульманского мира.
Позднее, в периоды Возрождения и классицизма, именно древнегреческая и римская цивилизации стали универсальной нормой, действующей для всех народов и во все времена. Еще позже французская цивилизация была принята во всей Европе как действующая цивилизация для образованных людей всех национальностей. Только в конце XVIII века впервые цивилизация стала определяться национальностью. Именно тогда был выдвинут принцип, согласно которому люди должны иметь возможность получать образование на своем родном языке, а не на языках других цивилизаций или других времен.
Культурный национализм
С конца XVIII века национализация образования и общественной жизни шла рука об руку с национализацией государств. Поэты и ученые первыми начали делать упор на культурный национализм. Они реформировали родной язык, возвели его в ранг литературного языка и глубоко погрузились в национальное прошлое. Таким образом, подготовлены основы для политических претензий на национальную государственность, которые вскоре будут выдвинуты.
До XVIII века подъем национального чувства был вызван рядом событий:
- создание крупных централизованных государств, управляемых абсолютными монархами, разрушившими старые феодальные привязанности;
- секуляризация жизни и образования, которая способствовала развитию местных языков и ослабила связи церкви;
- рост торговли, который требовал больших территориальных единиц, чтобы дать возможность развития экономики.
Под влиянием новых теорий суверенитета народа и прав человека, народ сменил монарха в качестве центра нации. Монарх больше не был нацией или государством; государство превратилось в народное государство, национальное государство, отечество или родину. Государство стало отождествляться с нацией.
Такое развитие событий противоречило концепциям, доминировавшим в политической мысли предшествующие 2000 лет. Национализм подчеркивал особенности и ограниченность, различия и национальные особенности. Эти тенденции усилились по мере развития национализма. Его менее привлекательные характеристики сначала не были очевидны. В XVII и XVIII веках общие стандарты западной цивилизации, уважение к общечеловеческому, вера в разум (везде один и тот же), а также в здравый смысл, выживание христианских и стоических традиций — все это было еще слишком сильно, чтобы позволить национализму полностью развиться. Таким образом, вначале национализм считался совместимым с космополитическими убеждениями и общей любовью к человечеству, особенно в Западной Европе и Северной Америке.
Национализм до 1980-х годов
Первое полное проявление современного национализма произошло в Англии XVII века во время пуританской революции. Английский народ почувствовал на своих плечах миссию истории, ощущение того, что он находится в великом поворотном моменте, с которого начнутся новые реформы и свершения. Во время английской революции, оптимистический гуманизм слился с кальвинистской этикой, влияние Библии дало форму новому национализму, отождествившему английский народ с древним Израилем. Новое послание, которое новые люди несут не только для Англии, но и для всего человечества, было выражено в трудах поэта Джона Мильтона (1608–1774 гг.).
«Окруженный собравшимся множеством людей, я теперь представляю, что… я вижу, как народы земли восстанавливают ту свободу, которую они так долго потеряли; и что люди этого острова … распространяют блага цивилизации и свободы среди городов, королевств и народов»

Таким образом, английский национализм был намного ближе к своей религиозной матрице, чем более поздний национализм, возникший после того, как секуляризация достигла большего развития. Подъем английского национализма совпал с подъемом английского торгового среднего класса. Оно нашло свое окончательное выражение в политической философии Джона Локка, именно в этой форме оказало влияние на американский и французский национализм в следующем столетии.
Американский национализм был типичным продуктом 18 века. На британских поселенцев в Северной Америке частично повлияли традиции пуританской революции и идеи Локка, а частично — новое рациональное толкование английской свободы современными французскими философами. Американские поселенцы стали нацией, ведущей борьбу за свободу и права личности. В основе этой борьбы лежит современная политическая мысль, особенно выраженная Томасом Джефферсоном и Томасом Пейном. Это был либеральный и гуманный национализм, который рассматривал Америку как авангард человечества на его марше к большей свободе, равенству и счастью для всех. Идеи XVIII века нашли свое первое политическое воплощение в Декларации независимости и в зарождении американской нации. Их глубокое влияние ощущалось во время Французской революции.
Французский национализм
Жан-Жак Руссо подготовил почву для роста французского национализма, сделав упор на народный суверенитет и общее сотрудничество всех в формировании национальной воли («общей воли»), а также своим уважением к простым людям как к истинному хранилищу цивилизации.
Национализм Французской революции был чем-то большим: он был триумфальным выражением рациональной веры в человечество и либеральный прогресс. Знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство» и «Декларация прав человека и гражданина» считались действительными не только для французского народа, но и для всех народов.

Свобода личности, человеческое равенство, братство всех народов — вот общие краеугольные камни либерального и демократического национализма. Под их вдохновением были разработаны новые ритуалы, которые частично заменили старые религиозные праздники, обряды и церемонии: фестивали и флаги, музыку и поэзию, национальные праздники и патриотические проповеди. В самых разнообразных формах национализм пронизывал все проявления жизни.
Как и в США, рост французского национализма породил новое явление в военном искусстве: нацию с оружием в руках. В США и во Франции армии граждан, необученные, но наполненные новым рвением, оказались лучше высококвалифицированных профессиональных армий, которые сражались без стимулов национализма. Революционный французский национализм подчеркивал свободу индивидуальных решений при формировании наций. Нации были образованы актом самоопределения их членов. Плебисцит стал инструментом выражения воли нации. В США, как и в революционной Франции, национализм означал приверженность универсальной прогрессивной идее, стремление к общему будущему свободы и равенства.
Армии Наполеона распространили дух национализма по всей Европе и даже на Ближнем Востоке, и в то же время через Атлантику он пробудил народ Латинской Америки. Но захватническое иго Наполеона повернуло национализм европейцев против Франции. В Германии борьбу возглавляли писатели и интеллектуалы, отвергавшие все принципы, на которых базировались американская и французская революции, а также либеральные и гуманитарные аспекты национализма.
Революционная волна 1848 года
Немецкий национализм начал подчеркивать инстинкт против разума, силу исторической традиции против рациональных попыток прогресса и более справедливого порядка, а также исторические различия между нациями, а не их общие устремления. Французская революция, либерализм и равенство рассматривались как краткое отклонение, над которым возобладают вечные основы общественного порядка.
Эта немецкая интерпретация оказалась ложной в ходе событий XIX века. Либеральный национализм возродился и затронул все больше и больше людей: растущий средний класс и новый пролетариат. Революционная волна 1848 года, года «весны народов», казалось, оправдала надежды националистов, таких как Джузеппе Мадзини, который посвятил свою жизнь объединению итальянской нации демократическими средствами. Однако, победившая тенденция либерального национализма была обращена в Германии Отто фон Бисмарком вспять. Он объединил Германию на консервативной и авторитарной основе и победил немецкий либерализм. Немецкая аннексия Эльзаса-Лотарингии против воли жителей противоречила идее национализма, основанной на свободной воле человека.

Во второй половине XIX века национализм разрушил наднациональные государства Габсбургов и Османских султанов, оба из которых основывались на наднациональной лояльности. В России проникновение национализма породило две противоположные школы мысли. Некоторые националисты предлагали прозападную Россию, связанную с прогрессивными либеральными силами остальной Европы. Другие подчеркивали отличительный характер России, их независимую и разную судьбу, основанную на ее автократическом и ортодоксальном прошлом. Вторые — славянофилы, похожи на немецких мыслителей-романтиков и находящиеся под их влиянием, видели в России будущего спасителя Запада, подорванного либерализмом и наследием американской и французской революций.
Национализм в XX веке
Одним из последствий Первой мировой войны стало торжество национализма в Центральной и Восточной Европе. На руинах империй Габсбургов и Романовых возникли новые национальные государства — Австрия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Югославия и Румыния. Однако, эти государства, в свою очередь, были подвергнуты разорением и участием в конфликтах из-за их собственных внутренних национальных противоречий и националистических споров из-за территории со своими соседями.
Русский национализм был частично подавлен после победы Владимира Ленина в 1917 году, когда большевики захватили царскую империю. Но большевики также претендовали на лидерство в мировом коммунистическом движении, которое должно было стать инструментом национальной политики русских. Во время Второй мировой войны Иосиф Сталин апеллировал к национализму и патриотизму в сплочении русских против иностранных захватчиков. После войны он счел национализм одним из самых сильных препятствий на пути расширения Советской власти в Восточной Европе. Национал-коммунизм, как его называли, стал причиной раскола в советском блоке. В 1948 году Иосип Броз Тито, коммунистический лидер Югославии, был назван Москвой националистом и ренегатом. Национализм был значимым фактором в мятежных движениях в Польше и Венгрии осенью 1956 года, и впоследствии его влияние ощущалось и в Румынии, и Чехословакии, и в Польше в 1980 году.
Дух национализма, казалось, ослаб в Европе после Второй мировой войны с созданием международных экономических, военных и политических организаций, таких как НАТО, Европейское сообщество угля и стали (1952–2002 гг.), Европейское экономическое сообщество, а затем Европейский союз. Но политика, проводимая Францией при Шарле де Голле и проблема, возникшая в результате разделения Германии до 1990 года, показали, что привлекательность национального государства все еще жива.

Азиатский и африканский национализм
Национализм начал появляться в Азии и Африке после Первой мировой войны. Он породил таких лидеров, как Кемаль Ататюрк в Турции, Саад-паша Загул в Египте, Ибн Сауд на Аравийском полуострове, Махатма Ганди в Индии и Сунь Ят-сен в Китае. Ататюрку удалось заменить средневековую структуру исламской монархии возрожденной и модернизированной светской республикой в 1923 году. Япония, находящаяся под влиянием Германии, использовала современные промышленные технологии на службе более авторитарного национализма.
Новые нации
Из первоначального 51 члена Организации Объединенных Наций в 1945 году восемь были азиатскими (Китай, Индия, Ирак, Иран, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия и Турция) и четыре были африканскими. К 1980 году, через 35 лет после своего основания, к Организации Объединенных Наций присоединилось более 100 стран-членов, большинство из которых азиатские и африканские. В то время как азиатские и африканские страны никогда не составляли даже одной трети членства в Лиге Наций, они стали представлять более половины членов Организации Объединенных Наций.
После Второй мировой войны Индия, Пакистан, Цейлон (Шри-Ланка), Бирма (Мьянма) и Малайя (Малайзия) в Азии и Гана в Африке мирным путем добились независимости от Британской империи, как и Филиппины от Соединенных Штатов. Другим территориям приходилось упорно бороться за свою независимость в ожесточенных колониальных войнах, как, например, во Французском Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) и Французской Северной Африке (Тунис, Алжир).
Коммунизм набирал сторонников из числа новых националистических движений в Азии и Африке, сначала помогая им в их борьбе с западными капиталистическими державами, а позже, после достижения независимости, конкурируя с западным капитализмом в предоставлении финансовой и технической помощи.
Китайский национализм при Чан Кайши во время Второй мировой войны уменьшился с приходом к власти китайских коммунистов. Но вскоре китайский коммунизм начал отходить от наднационального коммунизма, как это делали ранее коммунистические страны Европы. К концу 1960-х годов взаимные обвинения России и Китая выявили китайский национализм, в котором Мао Цзэдун поднялся, чтобы разделить почетное место с Лениным. По мере того, как китайский коммунизм все более и более углублялся внутрь, его влияние на новые азиатские и африканские страны ослабевало.
Политические и религиозные различия
Сложная политика Организации Объединенных Наций проиллюстрировала проблемы нового национализма. Борьба с голландским колониализмом, которая привела к созданию Индонезии, продолжалась при посредничестве ООН в споре о Западном Ириане (Ириан Джая). Во время Суэцкого кризиса 1956 года силы ООН вмешались в конфликт Египта и Израиля. Продолжающиеся проблемы на Ближнем Востоке, начиная с боевых действий, сопровождавших создание Израиля, и включая межарабские конфликты, вызванные учреждением Объединенной Арабской Республики, беспокоили ООН.
Многие новые страны столкнулись с трудностями. В результате отсутствия подготовки к самостоятельному управлению, первые пять лет независимости Конго прошли без единого правительства. Проблема сильно различающихся народов и языков была проиллюстрирована в Нигерии, где неучтенное население включало бесчисленное количество племен (по крайней мере, 150), которые использовали бесчисленное количество языков (более 100 языковых и диалектных кластеров). Вопрос о том, следует ли отнести преимущественно мусульманский штат Джамму и Кашмир к мусульманскому Пакистану или индуистской Индии, оставался нерешенным еще долгое время после того, как в 1949 году вступил в силу Акт о независимости Индии.
Книги по теме
По тегу «политическая философия»
Прим. Тег «национализм» на Литресе содержит книги о русофобии, Украине и борьбе с «коллективным западом», что не является предметом рассмотрения настоящей статьи, поэтому партнерская ссылка на него не размещена.
Читайте также
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Христианская демократия
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Социализм, его разновидности и направления:
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-синдикализм
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Коллективистский анархизм (анархо-коллективизм)