Государственный социализм

Государственный социализм

Государственный социализм – политическая и экономическая идеология в рамках социалистического движения, выступающая за государственную собственность на средства производства, либо как временную меру, либо как характеристику социализма при переходе от капиталистического к социалистическому способу производства или коммунистическому обществу.

В прошлом среди социалистов была уверенность в концепции государственного социализма как наиболее эффективной формы социализма. Некоторые ранние социал-демократы в конце 19-го и начале 20-го века, такие как фабианцы, утверждали, что британское общество уже было в основном социалистическим и что экономика была значительно социалистической благодаря государственным предприятиям, созданным консервативными и либеральными правительствами, которые могли бы работать в интересах народа через влияние их представителей – аргумент, приводившийся некоторыми социалистами в послевоенной Великобритании.

Государственный социализм пришел в упадок, начиная с 1970-х годов, с возникновением стагфляции во время энергетического кризиса 1970-х годов, подъем неолиберализма, а затем и падение социалистических режимов в Восточном блоке 1989 года и распад Советского Союза.

Как термин, государственный социализм часто используется взаимозаменяемо с государственным капитализмом по отношению к экономическим системам марксистско-ленинских государств, таких как Советский Союз, чтобы подчеркнуть роль государственного планирования в этих экономиках, причем критики указанной системы чаще называют ее государственным капитализмом.

Либертарианские социалисты утверждают, что эти государства имели лишь ограниченное число социалистических характеристик. Однако другие утверждают, что рабочие в Советском Союзе и других марксистско-ленинских государствах имели подлинный контроль над средствами производства через такие институты, как профсоюзы. Ученые и политические комментаторы склонны различать авторитарный государственный социализм и демократический государственный социализм, причем первый представляет Советский блок, а второй – страны Западного блока, которые демократически управлялись социалистическими партиями, такими как Великобритания, Франция, Швеция и западные социал-демократии в целом, среди прочих.

Как классификация в рамках социалистического движения, государственный социализм проводится в отличие от либертарианского социализма, который отвергает точку зрения, что социализм может быть построен с использованием существующих государственных институтов или государственной политики. Напротив, сторонники государственного социализма утверждают, что государство, по практическим соображениям управления, должно играть хотя бы временную роль в строительстве социализма. Можно представить себе демократическое социалистическое государство, которое владеет средствами производства и внутренне организовано на основе участия, сотрудничества, тем самым достигая общественной собственности на средства производства и демократии на рабочем месте. Сегодня государственный социализм в основном пропагандируется марксистами-ленинцами и другими социалистами, поддерживающими социалистическое государство.

История

Роль государства в социализме разделила социалистическое движение. Философия государственного социализма была впервые четко изложена Фердинандом Лассалем. В противоположность Карлу Марксу Лассаль отвергал концепцию государства как классовой структуры власти, основной функцией которой было сохранение существующих классовых структур. Лассаль также отвергал марксистскую точку зрения о том, что государству суждено «увянуть». Лассаль рассматривал государство как независимую от классовой принадлежности сущность и как инструмент справедливости, который, следовательно, был бы необходим для достижения социализма.

Ранние концепции государственного социализма были сформулированы анархистскими и либертарианскими философами, которые выступали против концепции государства. В «Этатизме и анархии» Михаил Бакунин определил государственническую тенденцию в марксистском движении, которую он противопоставил либертарианскому социализму и приписал философии Маркса. Бакунин предсказал, что теория перехода Маркса от капитализма к социализму предполагает захват рабочим классом государственной власти в условиях диктатуры пролетариата в конечном итоге приведет к узурпации власти государственным аппаратом, действующим в своих собственных интересах, что приведет к новой форме капитализма, а не к установлению социализма.

Как политическая идеология, государственный социализм получил известность во время большевистской, ленинской, а затем марксистско-ленинской революций 20-го века, когда однопартийный контроль над государством и, как следствие, над политической и экономической сферами общества был оправдан как средство защиты революции от контрреволюционного восстания и иностранного вторжения. Сталинская теория социализма в одной стране была попыткой узаконить государственную деятельность в стремлении ускорить индустриализацию Советского Союза.

Государственный социализм – теоретические основы

Как политическая идеология, государственный социализм является одной из основных разделительных линий в более широком социалистическом движении. Его часто противопоставляют негосударственным или антигосударственным формам социализма, таким как те, которые выступают за прямое самоуправление адхократии и прямую кооперативную собственность и управление средствами производства. Политические философии, противопоставленные государственному социализму, включают либертарианские социалистические философии, такие как анархизм, деонизм, экономическая демократия, рыночный социализм, либертарианский марксизм и синдикализм. Эти формы социализма противостоят иерархическому технократическому социализму, научное управление и государственное экономическое планирование.

Современная концепция государственного социализма, используемая применительно к экономическим и политическим системам советского типа, возникла из отклонения в марксистской теории, начиная с Владимира Ленина. В марксистской теории социализм прогнозируется в наиболее развитых капиталистических экономиках, где капитализм страдает от наибольшего количества внутренних противоречий и классовых конфликтов. С другой стороны, государственный социализм стал революционной теорией для беднейших, часто квазифеодальных стран мира.

В таких системах государственный аппарат используется как инструмент накопления капитала, насильственного извлечения прибыли из рабочего класса и крестьянства в целях модернизации и индустриализации бедных стран. Такие системы называются государственным капитализмом, потому что государство занимается накоплением капитала, главным образом как частью первобытного накопления капитала. Разница в том, что государство выступает как общественный субъект и занимается этой деятельностью с целью достижения социализма путем реинвестирования накопленного капитала в общество, будь то здравоохранение, образование, занятость или потребительские товары, тогда как в капиталистических обществах излишки, извлеченные из рабочего класса, расходуются в чем бы ни нуждались владельцы средств производства.

В традиционном представлении о социализме такие мыслители, как Фридрих Энгельс и Анри де Сен-Симон, придерживались позиции, что в социалистическом обществе характер государства изменится, а функция государства изменится с политической власти над людьми на научное управление процессами производства. В частности, государство стало бы координирующим экономическим субъектом, состоящим из взаимозависимых инклюзивных объединений, а не механизмом классового и политического контроля, в процессе переставая быть государством в традиционном определении.

Перед большевистской революцией в России многие социалистические группы, такие как анархисты, ортодоксальные марксистские течения, такие как советский коммунизм и меньшевизм, реформисты и другие демократические и либертарианские социалисты, критиковали идею использования государства для проведения централизованного планирования и национализации средств производства как способа установления социализма.

Политические перспективы

Государственный социализм традиционно выступал как средство достижения общественной собственности на средства производства путем национализации промышленности. Это был переходный этап в процессе построения социалистической экономики. Цели национализации состояли в том, чтобы лишить собственности крупных капиталистов и консолидировать промышленность, чтобы прибыль шла на государственные финансы, а не на частное состояние. Национализация была бы первым шагом в долгосрочном процессе обобществления производства, введения управления работниками и реорганизации производства.

В британское фабианское общество входили сторонники государственного социализма, такие как Сидней Вебб. Джордж Бернард Шоу называл фабианцев “всеми социал-демократами с общим убеждением в необходимости наделения организации промышленности и материалов производства государством, отождествляемым со всем народом полной демократией”. Тем не менее, Шоу также опубликовал Доклад о фабианской политике (1896), заявив:

“Фабианское общество не предполагает, что государство должно монополизировать промышленность в отличие от частного предпринимательства или индивидуальной инициативы”.

Роберт Блэтчфорд, член Фабианского общества и Независимой лейбористской партии, написал работу “Веселая Англия” (1894), в которой одобрил муниципальный социализм. В ней Блэтчфорд различал два типа социализма, а именно идеальный социализм и практический социализм. Практический социализм Блатчфорда был государственным социализмом, который идентифицировал существующие государственные предприятия, такие как почтовое отделение, управляемое муниципалитетами, как демонстрацию практического социализма в действии, утверждая, что практический социализм должен включать расширение государственного предприятия на средства производства как общая собственность народа.

Несмотря на поддержку государственного социализма, “Веселая Англия” Блэтчфорда и другие его работы, тем не менее, находились под влиянием анархо-коммуниста Уильяма Морриса. Анархо-коммунистические темы Морриса присутствуют в “Веселой Англии”.

Демократические социалисты выступают за постепенный, мирный переход от капитализма к социализму. Они хотят нейтрализовать или уничтожить капитализм, но посредством политических реформ, а не революции. Этот метод постепенности подразумевает использование существующего государственного аппарата и государственного аппарата для постепенного продвижения общества к социализму и иногда высмеивается другими социалистами как форма социализма сверху или политической элитой за то, что они полагаются на избирательные средства для достижения социализма.

Социалисты, выступающие за представительную демократию, считают, что через определенный период времени при социализме государство “зачахнет”, поскольку классовые различия перестанут существовать и представительная демократия будет заменена прямой демократией в оставшихся общественных объединениях, составляющих прежнее государство. Политическая власть будет децентрализована и равномерно распределена среди населения, создавая коммунистическое общество.

В 1888 году анархист-индивидуалист Бенджамин Такер, провозгласивший себя анархо-социалистом в оппозиции государственному социализму, включил полный текст “Социалистических писем” Эрнеста Лесиня в свое эссе “Государственный социализм и анархизм”. Согласно Лесиню, существует два социализма:

“Один диктаторский, другой либертарианский”.

Двумя социализмами Такера были государственный социализм, который он связывал с марксистской школой, и либертарианский социализм, который он отстаивал. Такер отмечал, что

“тот факт, что государственный социализм затмил другие формы социализма, не дает ему права на монополию социалистической идеи”.

По словам Такера, общим для этих двух школ социализма была трудовая теория стоимости и средств, с помощью которых анархизм преследовал разные цели.

Государственный социализм в социалистических государствах

Экономическая модель, принятая в бывшем Советском Союзе, Восточном блоке и других социалистических государствах, часто описывается как форма государственного социализма. Идеологической основой этой системы была марксистско-ленинская теория социализма в одной стране.
Система, возникшая в 1930-е годы в Советском Союзе, основывалась на государственной собственности на средства производства и централизованном планировании, а также на бюрократическом управлении рабочими местами государственными чиновниками, которые в конечном счете подчинялись всеохватывающей коммунистической партии.

Вместо того, чтобы производители контролировали и управляли производством, партия контролировала как правительственную машину, которая направляла национальную экономику от имени коммунистической партии, так и планировала производство и распределение капитальных благ.

Из-за этого развития классические и ортодоксальные марксисты, а также троцкистские группы осудили коммунистические государства как сталинистские, а их экономики как государственные капиталистические или представляющие деформированные или выродившиеся рабочие государства соответственно. В рамках социалистического движения существует критика в отношении использования термина социалистические государства по отношению к таким странам, как Китай и ранее Советского Союза, государств Восточной и Центральной Европы до того, что некоторые называют “крахом сталинизма” в 1989.

Троцкизм утверждает, что руководство коммунистических государств было коррумпировано и что оно отказалось от марксизма во всем, кроме названия. В частности, некоторые троцкистские школы называют эти страны выродившимися рабочими государствами, чтобы противопоставить их настоящему социализму (т. е. рабочим государствам), в то время как другие марксисты и некоторые троцкистские школы называют их государственно-капиталистическими, чтобы подчеркнуть отсутствие истинного социализма и наличие определяющих капиталистических характеристик (наемный труд, товарное производство и бюрократический контроль над рабочими).

Анализ и рецепция

Многие демократические и либертарианские социалисты, включая анархистов, мутуалистов и синдикалистов, критикуют государственный социализм за то, что он выступает за рабочее государство вместо полной ликвидации буржуазного государственного аппарата. Они используют термин государственный социализм, чтобы противопоставить его своей собственной форме социализма, которая предполагает либо коллективную собственность (в форме рабочих кооперативов), либо общую собственность на средства производства без централизованного государственного планирования.

Эти социалисты считают, что в социалистической системе нет необходимости в государстве, потому что не было бы класса для подавления и не было бы необходимости в институте, основанном на принуждении, и поэтому считают государство пережитком капитализма. Они считают, что этатизм противоположен истине социализма. Уильям Моррис писал следующее в статье для Commonweal:

“Государственный социализм? — я с этим не согласен; на самом деле я думаю, что эти два слова противоречат друг другу и что дело социализма – уничтожить государство и поставить на его место Свободное общество”.

Классические и ортодоксальные марксисты также рассматривают государственный социализм как оксюморон, утверждая, что, хотя ассоциация для управления производством и экономическими делами будет существовать при социализме, она больше не будет государством в марксистском определении, которое основано на доминировании одного класса. До революции в России под руководством большевиков, многие социалистические группы, в том числе реформисты, ортодоксальные марксистские течения, такие как советский коммунизм и меньшевики, а также анархисты и другие либертарианские социалисты, критиковали идею использования государства для планирования и национализации средств производства как способ установления социализма. Сам Ленин признавал свою политику государственным капитализмом.

Некоторые троцкисты, следуя Тони Клиффу, отрицают, что это социализм, называя его государственным капитализмом. Другие троцкисты согласны с тем, что эти государства не могут быть описаны как социалистические, но отрицают, что они были государственными капиталистами. Они поддерживают анализ Льва Троцкого Советского Союза до реставрации как рабочее государство, выродившееся в бюрократическую диктатуру, опирающуюся на в значительной степени национализированную промышленность, управляемую по производственному плану и утверждавшую, что бывшие сталинские государства Центральной и Восточной Европы были деформированными рабочими государствами основан на тех же производственных отношениях, что и Советский Союз.

Некоторые троцкисты, такие как Комитет рабочего интернационала, иногда включали африканские, азиатские и ближневосточные конституционные социалистические государства, когда у них была национализированная экономика, как деформированные рабочие государства. Другие социалисты утверждали, что необааситы продвигали капиталистов внутри партии и за пределами своих стран.

Те социалисты, которые выступают против любой системы государственного контроля, верят в более децентрализованный подход, который ставит средства производства непосредственно в руки рабочих, а не косвенно через государственную бюрократию, которая, как они утверждают, представляет новую элиту или класс. Это заставляет их рассматривать государственный социализм как форму государственного капитализма (экономика, основанная на централизованном управлении, накоплении капитала и наемном труде, но с государством, владеющим средствами производства), который, как утверждал Энгельс, будет окончательной формой капитализма, а не социализма.

Кроме того, национализация и государственная собственность не имеют ничего общего с социализмом сами по себе, поскольку исторически осуществлялись для различных целей в самых разных политических и экономических системах.

Государственный социализм часто упоминается правыми недоброжелателями просто как социализм, включая австрийских школьных экономистов, таких как Фридрих Хайек и Людвиг фон Мизес, которые постоянно использовали термин социализм как синоним централизованного планирования и государственного социализма. США, где социализм – уничижительный термин для обозначения государственного социализма, используемый консерваторами и либертарианцами для очернения либеральной и прогрессивной политики, предложений и общественных деятелей. Одной из критических замечаний, особенно связанных с государственным социализмом, является проблема экономического расчета, затем последовали дебаты о социалистическом расчете.

Государственный социализм в Германии

Государственный социализм был набором социальных программ, реализованных в Германской империи, которые были инициированы Отто фон Бисмарком в 1883 году в качестве коррективных мер по умиротворению рабочего класса и отвлечению поддержки социализма и Социал-демократической партии Германии. Как термин, он был введен либеральной оппозицией Бисмарка, но позже он был принят и самим Бисмарком.

Биограф Бисмарка А. П. Тейлор писал:

“Было бы несправедливо утверждать, что Бисмарк занялся социальным обеспечением исключительно для того, чтобы ослабить социал-демократов; он давно имел это в виду и глубоко верил в это. Но, как обычно, он действовал по своим убеждениям именно в тот момент, когда они служили практической необходимости”.

Когда упоминалась его дружба с Фердинандом Лассалем (националист и государственно ориентированный социалист), Бисмарк говорил, что он более практичный социалист, чем социал-демократы. Либеральные и консервативные оппоненты неофициально называли эту политику государственным социализмом, а позже этот термин был принят сторонниками программ в дальнейшей попытке отвлечь рабочий класс от СДПГ с целью заставить рабочий класс довольствоваться националистически ориентированным капиталистическим государством всеобщего благосостояния.

Бисмарк сделал следующее заявление в качестве обоснования своих программ социального обеспечения:

“Тот, у кого есть пенсия по старости, гораздо легче справляется с тем, у кого нет такой перспективы. Посмотрите на разницу между частным служащим в канцелярии или при дворе; последний будет мириться с гораздо большим, потому что у него есть пенсия, на которую можно рассчитывать”.

Это не помешало социал-демократам стать крупнейшей партией в парламенте к 1912 году. По словам историка Джонатана Стейнберга,

“система Бисмарка имела огромный успех, за исключением одного аспекта. Его цель удержать Социал-демократическую партию от власти полностью провалилась. Голоса за Социал-демократическую партию пошли вверх, и к 1912 году они были самой большой партией в рейхстаге”.

Несмотря на свое название, государственный социализм был консервативной идеологией, которая поддерживала аристократию, церковь и монархию, сохраняя при этом гармонию с капиталистами и рабочими, в противовес как либерализму, так и социализму. Поэтому его сторонники называли себя Консервативной партией, а противники-Национал-либеральной партией и Социалистической рабочей партией.

По словам Уильяма Харбутта Доусона несмотря на то, что его оппоненты называли его социалистом, социальное законодательство Бисмарка стремилось сохранить существующий экономический порядок и государство в Германии. Это резко контрастировало с социалистами, которые стремились ниспровергнуть власть существующего государства и в конечном итоге заменить капиталистический порядок социалистической экономикой.

Прусское социальное государство было разработано немецкой академической группой Sozialpolitiker (сторонников социальной политики), интеллектуально связанной с исторической школой экономики. В свое время историческая школа экономики оказала влияние на социал-демократию в Великобритании и прогрессивизм в Соединенных Штатах, а также на нынешнюю послевоенную немецкую экономику (социальную рыночную экономику), которая является продолжением аналогичной политики.

Социальное законодательство

1880-е годы были периодом, когда Германия начала свой долгий путь к государству всеобщего благосостояния, каким оно является сегодня. Все политические партии были вовлечены в зарождение социального законодательства, но именно Бисмарк установил первые практические аспекты этой программы. Программа социал-демократов включала в себя все программы, которые в конечном итоге реализовал Бисмарк, но она также включала программы, призванные вытеснить программы, отстаиваемые радикалами. Идея Бисмарка состояла в том, чтобы реализовать минимальные аспекты этих программ, которые были приемлемы для немецкого правительства, без каких-либо откровенно социалистических аспектов.

Бисмарк открыл дебаты по этому вопросу 17 ноября 1881 года в имперском послании рейхстагу, используя термин “практическое христианство” для описания своей программы. В 1881 году Бисмарк также назвал эту программу Staatssozialismus (“государственный социализм”), когда сделал следующее точное предсказание своему коллеге:

Возможно, что вся наша политика сойдет на нет, когда я умру, но государственный социализм пробьется.
Программа Бисмарка была сосредоточена непосредственно на страховых программах, направленных на повышение производительности труда и сосредоточение политического внимания немецких рабочих на поддержке Правительства. Программа включала медицинское страхование, страхование от несчастных случаев (компенсация рабочего), страхование по инвалидности и пенсию по старости, ни одна из которых тогда не существовала в значительной степени. После того, как Бисмарк покинул свой пост в 1890 году, дальнейшее социальное законодательство регулировало рабочее время и условия и стремилось защитить более уязвимых работников (женщин и детей) и создать систему, позволяющую компенсировать злоупотребления работодателя.

Основываясь на послании Бисмарка, рейхстаг подал три законопроекта, предназначенных для рассмотрения концепции страхования от несчастных случаев и один для медицинского страхования, хотя другие законопроекты были приняты после того, как Бисмарк покинул свой пост. Пенсии по старости и страхование по инвалидности были на время отодвинуты на второй план.

В речи 20 марта 1884 года Отто фон Бисмарк заявил:

Настоящая обида рабочего — это ненадежность его существования; он не уверен, что у него всегда будет работа, он не уверен, что всегда будет здоров, и он предвидит, что однажды станет старым и негодным к работе. Если он впадает в нищету, даже если только из-за продолжительной болезни, он тогда совершенно беспомощен, предоставлен сам себе, и общество в настоящее время не признает никаких реальных обязательств по отношению к нему, кроме обычной помощи бедным, даже если он работал все время так преданно и усердно. Обычная помощь беднякам, однако, оставляет желать лучшего, особенно в крупных городах, где она гораздо хуже, чем в деревне.

Законопроект о медицинском страховании 1883 года

Первым законопроектом, который имел успех, был законопроект о медицинском страховании, принятый в 1883 году. Программа считалась наименее важной с точки зрения Бисмарка и наименее политически хлопотной. Программа была создана для обеспечения медицинского страхования крупнейшего сегмента немецких рабочих. Служба здравоохранения была создана на местной основе, с разделением расходов между работодателями и занятыми. Работодатели вносили треть, рабочие-остальное. Взносы делались в “больничные фонды”, из которых работники могли черпать средства, когда им требовалась медицинская помощь. Законодательно были закреплены минимальные выплаты на лечение и больничные на срок до 13 недель.

Отдельные местные бюро здравоохранения управлялись комитетом, избранным членами каждого бюро, и этот шаг имел непреднамеренный эффект установления представительства большинства для рабочих из-за их большого финансового вклада. Это пошло на пользу социал-демократам, которые благодаря активному членству рабочих добились своего первого небольшого плацдарма в государственном управлении.

Законопроект о страховании от несчастных случаев 1884 года

Правительству Бисмарка пришлось представить три законопроекта, прежде чем один из них был принят рейхстагом в 1884 году. Бисмарк первоначально предложил, чтобы федеральное правительство выплачивало часть взносов на страхование от несчастных случаев, чтобы показать готовность немецкого правительства уменьшить трудности, испытываемые немецкими рабочими, как средство отлучения их от различных левых партий, прежде всего социал-демократов.

Национал-либералы считали эту программу выражением государственного социализма они были категорически против. Центристская партия боялась расширения федеральной власти в ущерб правам земель. Единственный способ, которым программа могла быть принята вообще, состоял в том, чтобы все расходы были оплачены работодателями. Чтобы облегчить это, Бисмарк организовал передачу управления этой программой в руки “организации работодателей в профессиональных корпорациях”.

Эта организация создала центральные и бюрократические страховые офисы на федеральном, а в некоторых случаях и на региональном уровне для осуществления фактического управления. Программа начала действовать, чтобы заменить программу медицинского страхования с 14-й недели. Он оплачивал лечение и пенсию в размере до двух третей заработанной заработной платы, если рабочий был полностью нетрудоспособен. Эта программа была расширена в 1886 году и включала сельскохозяйственных рабочих.

Законопроект о страховании по старости и инвалидности 1889

Пенсионная программа по старости, финансируемая за счет налога на рабочих, была призвана обеспечить пенсионный аннуитет работникам, достигшим 70-летнего возраста. В то время ожидаемая продолжительность жизни была 45 лет, хотя это отражает высокую детскую смертность той эпохи, а пенсионеры могли рассчитывать дожить до 70 лет. В отличие от страхования от несчастных случаев и медицинского страхования, эта программа с самого начала охватывала промышленных, аграрных, ремесленников и слуг. В отличие от двух других программ, принцип, согласно которому федеральное правительство должно также вносить часть стоимости андеррайтинга, а две другие части пропорционально, был принят без вопросов. Программа страхования по инвалидности предназначалась для лиц с ограниченными возможностями. На этот раз государство осуществляло непосредственный надзор за программами.

Закон о защите трудящихся

Закон установил более строгие правила для обеспечения большей безопасности на рабочем месте, запретил работу по воскресеньям, ввел максимальный рабочий день в одиннадцать часов для женщин и десять часов для работников в возрасте до 16 лет и запретил им работать в ночное время, запретил лицам в возрасте до 13 лет работать в промышленности и поощрял создание рабочих мест и рабочих комитетов на фабриках для разрешения споров. Промышленные трибуналы были созданы для разрешения споров между работниками и работодателями.

Закон о защите детей 1903 года

Закон еще больше ужесточил правила детского труда, чтобы предотвратить эксплуатацию детей.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности