Джордж Бернард Шоу
Джордж Бернард Шоу (1856-1850) – английский драматург и писатель ирландского происхождения, значимый общественный и театральный деятель, один из самых популярных драматургов Великобритании.
Юношеские годы
Джордж Бернард Шоу родился 26 июля в 1856 году в столице Ирландии – Дублине. Отец Джордж Шоу работал торговцем зерном, а мать Люсинда Шоу была профессиональной певицей. Он рос вместе с двумя сёстрами — Люсиндой Френсис и Элинор Агнес. Позже родители развелись, и мать с дочерьми уехала в Лондон, оставив Бернарда с отцом.
Образование он получил в Уэсли-колледже, а также протестантской школе с суровым укладом. У Шоу не было финансовой возможности обучать сына в университете, поэтому после школы Бернард сразу начал работать в компании по продаже недвижимости, куда его пристроил дядя.
Он вырос в не слишком религиозной семье, а не самый положительный опыт в протестантской школе привёл к тому, что Бернард зачастую колко высказывался в отношении религии, хотя и не критиковал конфессиональный выбор людей.
Карьера
После ухода со своей первой работы, Шоу уехал к матери в Лондон. Там он устроился внештатным корреспондентом в лондонскую газету и писал о театре, благодаря чему стал театральным и музыкальным критиком.
В 1892 году он создал свою первую пьесу – «Дом вдовца», за ней последовали другие, которые приобрели большую популярность на родине и за границей: «Избранник судьбы», «Пигмалион», «Профессия миссис Уоррен», «Дом, где разбиваются сердца», «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна» и др. Он занимался и романами – выходят произведения «Неразумный брак» и «Профессия Кашеля Байрона». Произведения Бернарда отличаются злободневностью, наполнены сатирой и раскрытием социальных проблем. В 1925 году его заслуги на этом поприще отметились Нобелевской премией.
Помимо литературной работы, Джордж Бернард Шоу интересовался политикой и социальными проблемами. Он вступил в Фабианское общество, которое продвигало умеренные социалистические идеи. В нем он вел активную деятельность, выступал с лекциями. Издавал вместе с соратниками политическое еженедельное издание «Очевидец». Первая мировая война побудила Шоу написать критическое произведение – «Война с точки зрения здорового толка», в котором писатель в форме памфлета критикует политику Англии и Германии, продвигает антимилитаристские идеи и призыв к дипломатическому решению конфликтов.
Личная жизнь и смерть
Семейная жизнь Джорджа Бернарда Шоу сложилась очень хорошо. В 1898 году он женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, с которой познакомился в Фабианском обществе. Они жили вместе 45 лет в поместье в Хартфордшире. Однако детей у них не было.
Писатель умер 2 ноября 1950 года в преклонном возрасте – 94 года, когда уже тяжело болел. Он пережил любимую жену всего на семь лет. Его тело было кремировано.
Джордж Бернард Шоу и его взгляды

В период литературной деятельности Джорджа Бернарда Шоу в культуре происходило переосмысление современных рациональных идей и возвращение к истокам, что получило название неомифологизма. Драматург отразил эти идеи в своём «Пигмалионе», где переосмыслил изначальный миф. Там же была затронута аналитическая философия. Эта концепция основывалась на логическом восприятии основных проблем философской науки. Писатель создаёт персонажей, в которых отражается один из принципов нового течения – внешняя суть человека в его речи и языке. Сам же Шоу делает вывод, что внутреннее стремление к самосовершенствованию играет ключевую роль в изменении личности.
Основными принципами всех произведений Бернарда Шоу выступают правда, обличение лжи и лицемерия. И именно через театр английский драматург старался продвинуть свои взгляды. Шоу стремился сделать из представлений философское переосмысление действительности, в котором зрители и актёры обладали бы возможностью рассмотреть заложенные идеи с помощью аналитического мышления. Сам он в своих пьесах применяет новаторский для своего времени приём «пьесы-дискуссии», в которой большое количество диалогов, диспутов и бесед продвигали скрытые значения и идеи, присущие автору.
Образ настоящего положительного персонажа для драматурга складывается из возможности рационально, трезво смотреть на мир, не боятся взглянуть самой жестокой действительности в глаза. Он должен подчиняться голосу разума и в первую очередь действовать не словом, а делом. Таких персонажей он ставил во главу истории, как тех, кто сможет изменить сложившийся уклад общества.
Будучи участником Фабианского общества и социалистом, придерживался позиции необходимости перехода от капитализма к социализму посредством реформ. Эти идеи стремления к масштабным изменениям общественного строя отразились в некоторых его пьесах. В работе «Тележка с яблоками» Шоу не только показывает сатиру на современную ему власть и её будущее, но и открыто высказывает критику в адрес любой тирании и называет сложившийся строй «плутократией», разрушившей государственные принципы под эгидой демократии. В связи с этим он обрушивается и на буржуазию и капитализм, указывая на их постоянное стремление к выгоде и безнаказанность.
Мировые войны ещё сильнее укрепили его социалистические воззрения. В своих произведениях писатель обличает лживость и иллюзорность взглядов на войну, её намеренную романтизацию. Выступая с критикой против буржуазной политики Великобритании, Германии и других капиталистических стран, видно, что он больше склоняется к зарождавшемуся советскому государству и его принципам.
Являясь сторонником идей Генрика Ибсена, Бернард Шоу полагал, что пьесы должны быть построены на столкновение идеализма и реализма. Первые скрывают себя под масками, уходя от действительности, а вторые не боятся открыть глаза на проблемы современности. Это продвигало близкие Шоу идеи об обличении буржуазии и «срывании масок» сложившегося порядка, что могло бы положительно сказаться на поддержании нравственности в обществе. Эти принципы он отразил в статье «Квинтэссенция ибсенизма», прочитанной в Фабианском обществе в 1891 году.