Карл Евгений Дюринг
Карл Евгений Дюринг (1833—1921 г.) – немецкий философ и механик, правовед и политэконом, чьи идеи в Германии и по всему миру были довольно известны, особенно в среде социал-демократов. Известен своей теорией насилия, а также критическому анализу Фридриха Энгельса на его работы, называвшемуся «Анти-Дюринг». Мало кто знает, что Карл Евгений Дюринг написал в ответ работу «Анти-Энгельс».
Родился в 1833 году в семье прусского чиновника. Учился в Кельнской гимназии. Изучал право. Не смог работать юристом из-за болезни глаз и последовавшей слепоты. Долгое время был приват-доцентом Берлинского университета. Был уволен за критику порядков и ведения дел в университете. Умер 21 сентября 1921, в Нова Вес, Потсдам.
Карл Евгений Дюринг: основные работы
- «Курс философии» (1875 год)
- «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875)
- «Логика и теория науки» (1878).
Считал, что насилие – один из важнейших факторов человеческой истории.
В труде «Еврейский вопрос» (1881) последовательно излагает свое отношение к евреям как к нации. За эту статью и прочие Энгельс упрекал ученого в юдофобстве. Дюринг был категорически негативно настроен против евреев, считал их народом, загрязняющим почву любой страны:
«евреи существовали бы и тогда, когда все они, без исключения повернулись бы спиною к своей религии и перешли бы в какую-нибудь из господствующих у нас церквей. Я утверждаю, что еврейский вопрос есть вопрос просто расовый, и евреи не только нам чужды, но и врожденно и бесповоротно испорченная раса».
«Философия действительности» (1895)
«Философия действительности» — должна была утвердить новый способ мышления. Однако в его философии не было последовательности и логики. Так, мир по Дюрингу, не имеет конца, но имел свое начало. Перед ним же было состояние идеального покоя. Заставил свершиться переход от покоя к движению некий «толчок» механической силы, что является свойством материи. Причем время у Дюринга оторвано от пространства и от материи.
«Ценность жизни» и Карл Евгений Дюринг
Одна из самых известных книг философа. Рассматривает в своем труде проблему ценности человеческой жизни. Дает понятие и трактовку пессимизма, нежелания жить, обесцененности существования. Описывает ценность человеческой жизни как довольно сложную философскую проблему, актуальную для любого времени.
Мировоззрение
Его идеи были довольно широко распространены в среде немецких социал-демократов. В своих работах сочетал позитивизм, материализм и идеализм, то есть его философские работы были своеобразным эклектическим миксом с элементами гегелевского учения. Выступал против марксистко-ленинского учения. Интересно, что в качестве причины, порождающей государство, он называл насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой.
Концепция Дюринга говорит о том, что причиной любого неравенства или несправедливости, любой нищеты является не развитие общества и экономики, а насилие. Именно таким образом образуются классы и собственность, появляется рабовладение. То есть одни племена порабощали другие, главное – не экономические, а военно-политические факторы. Таким образом, воззрения ученого были идеалистического толка.
Главный фактор возникновения государства – не экономика, а политическая сила. А государство здесь становится своеобразным аппаратом принуждения. Те, кого покорили, свергают строй и сами становятся главенствующими. Таким образом, само государство – это не логическое и экономическое развитие событий, а пришедшая извне агрессивная сила. Два человека, согласно концепции ученого – это уже общество, равенство. Для создания государства нужно столкновение воль, агрессия и насилие.
Изменение общества к лучшему
Все должно измениться к лучшему (согласно Дюрингу), если исключать революционный переворот, различные агрессивные реакции, должно идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона (с помощью кооперирования мелких производителей). Так, ученый был сторонником учения американского экономиста Генри Чарльза Кэри. Он выступал полностью против политической экономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма. К недостаткам теории Дюринга часто относили непоследовательность, эклектичность воззрений и научную недоказанность.
Критика теорий Дюринга в работе Энгельса «Анти-Дюринг» стала основополагающим трудом диалектического материализма. И это было справедливо, так как воззрения Дюринга были непоследовательными и зачастую не опирались на полноценную доказательную базу.