Теория насилия государства и права

Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

Само насилие в рамках данной концепции рассматривается как явление, влияющее на все институты, всеобъемлюще, включая право и государство.  Этим процессом, как феноменом, сторонники концепции объясняли возникновение рабства, частной собственности и общественного прогресса, что говорит о том, что насилие было провозглашено главной силой развития общественных отношений и общества в целом. Концепция включает в себя две составляющих: внешнее и внутреннее насилие.

Теория насилия – основные идеи

  • только достижение обществом определенного культурного уровня ведет к возникновению государства путем насилия;
  • насилие может способствовать государственному и правовому строительству только в совокупности с другими цивилизационными факторами;
  • непосредственная политическая сила может стать первоначальным фактором возникновения государства;
  • роль права раньше играла общественная мораль, и само общество служило гарантом исполнения этих негласных правил. Теперь на место моральных норм пришел закон, а на смену общественного порицания – сила, как сдерживающий фактор.

Основоположники теории насилия

Основоположниками данной теории являлись Евгений Дюринг (1833—1921 г.), Карл Каутский (1854—1938 г.) и Людвиг Гумплович (1838 – 1909 г.).

Сторонником концепции внутреннего насилия являлся первый из перечисленных авторов. Дюринг утверждал, что государство возникает при попытке преобладать, проявить насилие одной части общества над другой. Когда общество разделяется на эти группы, то это и есть момент образования государственности. Развитие общества, по мнению философа, обуславливают внутренние формы властных отношений, политические отношения порождают собой отношения экономические.

Карл Каутский придерживался теории внешнего насилия и видел положительные последствия в результате завоевания одних масс людей другими. Он утверждал, что государство является аппаратом управления племени-победителя, установленного над побежденным, угнетенным племенем.  Автор отмечал, что подобный тип образования государства может привести к развитию рабства и что предпосылки к его возникновению необходимо игнорировать или отправлять на второй план. Каутский пытался оправдать данную теорию тезисами о том, что после подобного рода завоеваний, благо получают и завоеватели, и завоеванные, поскольку общество, образованное подобным путем далее трансформируется и становится более гармоничным. Завоевание одного народа другим ведет к трем путям развития событий: угнетенный народ либо изгоняется, либо истребляется с территории, на которой он обитал, или же находится на прежней территории, но уже в подчинении у народа-завоевателя. Последний тип развития событий возможно достичь только организовав коллективное принуждение народом-завоевателем. Данную теорию в нацистской Германии приняли в качестве государственной доктрины.

Сторонником теории внешнего насилия также принято считать Людвига Гумпловича. Он считал, что после того, как происходит завоевание одного народа другим, возникает рабство, которое уже в последствии ведет к тому, что образовываются классы и частная собственность. Помимо этого, автор сравнивает людей с животными, сравнивая процессы выживания и соперничества у животных с войнами для сохранения жизни и получения господства у людей.

История развития человеческого общества подтверждает, что данная теория не может быть отвергнута полностью. Сам путь становления включает в себя элементы насилия, внутреннего и внешнего. Данная теория рассматривает все эти понятия, помимо этого, используя значительное количество понятий политологии. Несмотря на это, концепция насилия государства и права имеет некоторые недочеты, не предусматривая способов и форм образования государств, не учитывается то, каким образом будет избрана верховная власть и насколько эффективным получится создание аппарата управления. К непроработанным вопросам также можно отнести то, что данная теория не может объяснить такие исторические факты, когда государство возникало не как результат насилия, но как результат социально-экономического развития, в результате чего, данная концепция часто подвергается критике, несмотря на согласование с данными истории.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности