Феноменологическая теория государства и права

Феноменологическая теория государства и права

Феноменологическая теория государства и права – одна из концепций, нацеленная на нахождение очевидных оснований государства и права. Феноменологическая школа права сформировалась в результате распространения идей философии феноменологии в сфере юридической науки и исходит из представления о том, что, наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом, существует идеальное – эйдетическое, универсальное право.

Идеальное право есть не что иное, как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом, идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в наличии реальных правовых феноменов. Сложный процесс отражения социальных отношений, интересов, целей в правовых нормах изображается как «угадывание» законодателем уже готовых, сложившихся правовых моделей. Соответственно, деятельность правотворческих органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей.

Идеальное право – сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, а находятся в неразрывном единстве, так как сущность права проявляется только в существовании реальных правовых феноменов. Феноменологическое видение права во многом формируется в результате стремления объяснить то обстоятельство, что наряду с бесконечной изменчивостью правовых систем прошлого и настоящего, существует неизменные, переходящее из одной правовой системы в другую, основополагающие принципы и правоположения. Идеальная сущность права вневременна и внепространственна.

Феноменологическая теория – основные идеи

  • 1) нацелена на нахождение убедительных (очевидных) оснований понимания права и государства;
  • 2) сориентирована на рефлексию о переживании правового опыта и правовой реальности, которое и ведет к подлинной очевидности и достоверности;
  • 3) представляет собой комплекс средств и приемов редукции научных знаний о праве к идеям и очевидностям;
  • 4) решает проблему культурной достоверности права;
  • 5) представляет собой механизм становления знания посредством концентрации мышления о праве и государстве как специфического состояния сознания (интеллектуально-интуитивной сосредоточенности);
  • 6) феноменологическая методология обеспечивает переход от совокупности явлений к феномену (эмпирической целостности), конструкту, формируемому на базе эмпирических, или предметных, свойств;
  • 7) будучи сосредоточенной на правосознании, феноменологическая методология связана с очищением его от психологизма; но поскольку психологический компонент неотделим от правосознания, указанная задача предстает как исключительно методологическое условие и позволяет ставить вопрос о праве парадоксальным образом;
  • 8) феноменологическая методология связана с решением задачи очищения понятийного аппарата правовой теории с помощью установления адекватного правосознанию языка;
  • 9) методически феноменология представляет собой искусство постановки вопросов об основаниях суждений и познания в целом, что осуществляется за счет органичной связи с формально-логической методологией (которая будет раскрыта в одной из последующих лекций);
  • 10) феноменологическая методология позволяет принципиально снять проблему различия и противопоставленности сущности и явления права и государства;
  • 11) феноменологическая методология позволяет осознать и сконструировать правовой мир (сферу правовой жизни) как круг уверенностей, к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в качестве безусловно значимых;
  • 12) феноменологическая методология позволяет выявить и описать механизм переживания ценностей (в том числе политических и правовых).

Адольф Райнах – основоположник феноменологической теории

Основоположником теории можно считать немецкого правового мыслителя Адольфа Райнаха (1883 – 1916 г.). В работе «Априорные основания гражданского права» Райнах предпринимает попытку изучения естественного права с позиций феноменологического подхода. Он полагает, что первичными правовыми данностями, в которых раскрывается сущность права, являются социальные акты. Под первичными правовыми данностями понимаются правовые отношения, характеризующиеся выраженностью в деянии, коллективностью и взаимностью. При этом критерием для отнесения того или иного реального общественного отношения к правовому не требуется его урегулированность государственно установленной нормой.

Юридическая феноменология стремится «возвыситься» над миром позитивного права и выявить его идеальную первооснову, которая может с определенными изменениями переходить из одной правовой системы в другую, а также служить базовым ориентиром в правотворческом процессе. Тем не менее, следует подчеркнуть, что феноменологическая методология не лишена субъективизма в оценке и выявлении данной идеальной основы права, поскольку одним из ведущих принципов познания права в феноменологии выступает принцип интерсубъективности. Безусловно, разработки феноменологической методологии можно и нужно использовать в современных исследованиях в области права, поскольку для любой правовой нормы можно попытаться выявить ее идеальную первооснову, влияющую при этом на процесс реализации правовых предписаний.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности