Карл Каутский

Карл Каутский

Карл Каутский (1854—1938 г.) – немецкий историк, и известный экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала, центрист, социал-демократический политик. Редактировал четвертый том «Капитала» Карла Маркса. Тесно общался и сотрудничал с Фридрихом Энгельсом. После наступления Первой мировой войны стал пацифистом. Не поддержал революцию в России.

Биография

Родился в Праге, в те времена Австро-Венгерской, 16 октября 1854 года. Умер 17 октября 1938, в Амстердаме. Был выходцем из известной пражской театральной семьи. В Венском университете изучал такие науки, как философия и история, экономика и право. На его мировоззрение оказало влияние тесное общение с яркими идеологами и учеными своего времени, а именно: Ч. Дарвином, Э. Геккелем, Дж. С. Миллем, М. Бухнером, Э. Бернштейном и другими.

После переезда в Цюрих стал редактором журнала рабочей партии. На этом посту оставался вплоть до 1917 года. В 1885 году переехал в Лондон, где тесно сотрудничал с Фридрихом Энгельсом.

Карл Каутский за работой
Карл Каутский за работой

Карл Каутский и его идеи

Ранние работы были связаны с теорией Дарвина и теорией Мальтуса. Был согласен с мальтузианством в том, что для того, чтобы не было перенаселения, нищеты и бедности, стоит регулировать рождаемость. Затем его взгляды изменились. Каутский впоследствии полагал, что опасность перенаселения, которая грозит обществу, не так близка, как он полагал вначале. Он начал искать специфический закон, объясняющий демографию, который будет действовать в социалистическом обществе. С другой стороны, Каутский не считал теорию Маркса вершиной экономики и философии, полагая, что она является продуктом своего времени и конкретных исторических обстоятельств, а значит, должна изменяться вместе с ними. То есть вполне естественно было допустить, что со сменой исторических эпох на рубеже XIX–XX вв. материализм должен был поменяться. Иначе говоря,

«периодическая ревизия марксизма является неизбежной и даже необходимой».

Первоначально был сторонником одной из форм оппортунизма – лассальянства. Затем вступил в ряды социал-демократической партии. Какое-то время был главным германским теоретиком ортодоксального марксизма, что последовательно прослеживается на страницах журнала, который Каутский возглавлял.

Его воззрения на протяжении всей жизни менялись кардинально. Так, можно выделить три этапа в его работах, это:

  • домарксистский (с середины 70-х до начала 80-х гг.XIX в.),
  • марксистский (с начала 1880 до 1910 г.),
  • послемарксистский (с 1910 г. до смерти).

На пике своего творчества пытался связать идеи Маркса и практические задачи социал-демократической партии. Ученый понимал марксизм, в отличие от Ленина, как, в основном, экономическое учение, своеобразное материалистическое понимание истории. Его труды были довольно догматичны, без конкретного применения к истории и обществу. С другой стороны, его мысли были освобождены от крайнего радикализма, оппортунистических тенденций, он объективно видел историю и экономику того времени.

Основные труды

Основными трудами Каутского можно считать следующие:

Есть ряд и мало известных социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьёзном изучении, есть и история социализма от Платона до Томаса Мора.

Участвовал в разработке программы социал-демократической партии Эрфурта, создавая ее программу и подробные комментарии. Считал, что в капитализме существует две тенденции по отношению к пролетариату: уважение его и пренебрежение. Именно осознание важности пролетариата как класса, по Каутскому, ведет к развитию общества.

Не верил в практическую пользу социальных реформ, но считал, что проводить их нужно обязательно. Считал, что задача пролетариата – поддерживать парламент, не возражать ему, делать его сильным, с ним можно добиться большего, чем с любым национальным представительством.

Ученый серьезно занимался исследованием теории христианства, издал труд под названием «Происхождение христианства». В нем Каутский раскрывает важные точки развития данной религии с позиций материализма и истории, сообщает о социальных предпосылках возникновения подобной веры. В простой и доступной форме раскрывает тайну влияния христианской религии и причины и основы могущества церкви Иисуса Христа на фоне формирования государства и общества.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности