Мальтузианство
Определение термина
Мальтузианство – теория Томаса Роберта Мальтуса о том, что рост населения всегда будет опережать рост производства. Снабжение продовольствием и повышение уровня жизни человечества невозможно без строгих ограничений на воспроизводство.
В 1798 году Мальтус анонимно опубликовал первое эссе о теории народонаселения, поскольку оно влияет на будущее развитие общества, с замечаниями об идеях господина Годвина, М. Кондорсе и других писателей. Работа получила широкое признание.
Томас Роберт Мальтус утверждал, что человеческие надежды на социальное счастье должны быть забыты, поскольку население всегда будет опережать рост производства. Рост населения будет происходить, если его не остановить, в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию будут увеличиваться только в арифметической прогрессии. Только “порок” (включая “совершение войны”), “нищета” (включая голод или недостаток пищи и плохое здоровье) и “моральная сдержанность” (то есть воздержание) могли остановить этот чрезмерный рост.
Годвин и мальтузианство
Мысль Мальтуса — реакция на взгляды сторонников Французской революции, например, английского радикального философа Уильяма Годвина. Взгляды хорошо проиллюстрированы в работах «Политическая справедливость» (1793), где Годвин писал о совершенстве человечества и смотрел вперед на тысячелетие вперед, в котором рациональные люди будут жить процветающе и гармонично без законов и институтов. В отличие от Годвина (или, ранее, Руссо), который рассматривал человеческие дела с теоретической точки зрения, Мальтус был по существу эмпириком и взял за отправную точку суровые реалии своего времени. Его реакция развивалась в традиции британской экономики, которая сегодня считается социологической.
Работа Мальтуса
Мальтус был экономическим пессимистом, рассматривая бедность как неизбежный удел человечества. Аргумент в первом издании его работы о населении, по существу, абстрактен и аналитичен. После дальнейшего чтения и путешествий по Европе Мальтус выпустил следующее издание (1803), расширив длинную брошюру 1798 года в более длинную книгу и добавив много фактического материала и иллюстраций к своему труду. Ни в одном месте, даже до последнего и массивного шестого издания 1826 года, он никогда не излагал свои предпосылки или их логический статус.
Он также не обращался со своими фактическими и статистическими материалами с большой критической или статистической строгостью, хотя статистики в Европе и Великобритании разрабатывали все более сложные методы при жизни Мальтуса. Американский социолог и демограф ХХ-го века Кингсли Дэвис заметил, что, хотя теория Мальтуса была основана на хорошей эмпирике, однако, она, были самыми слаба в своем эмпиризме и сильна в теоретической формулировке. К лучшему или худшему, мальтузианская теория народонаселения, тем не менее, была включена в теоретические системы экономики. Он действовал как тормоз экономического оптимизма, помог обосновать теорию заработной платы, основанную на минимальной стоимости жизни наемного работника, и препятствовал традиционным формам благотворительности.
Мальтузианство и его влияние
Мальтузианская теория народонаселения оказала сильное и непосредственное влияние на британскую социальную политику. Считалось, что рождаемость сама по себе добавляет к национальному богатству; законы о бедных, возможно, поощряли большие семьи. Если бы они
“никогда не существовали, — писал Мальтус, — хотя, возможно, было бы еще несколько случаев серьезного бедствия, совокупная масса счастья среди простых людей была бы намного больше, чем в настоящее время”.
Эти законы ограничивали мобильность рабочей силы, поощряли рост населения и должны быть отменены. Для самых несчастных было бы разумно создать работные дома — не “удобные приюты”, а места, в которых “плата за проживание должна быть тяжелой” и “серьезные бедствия…находят некоторое облегчение”.
Он продолжал публиковать различные брошюры и трактаты по экономике. В подходе, менее строгом, чем Рикардо, Мальтус обсуждал проблему определения цен в терминах институционально определенного “эффективного спроса”, фразы, которую он изобрел. В своем кратком изложении «Принципов политической экономии, рассмотренных с целью их практического применения» (1820), Мальтус зашел так далеко, что предложил общественные работы и частные инвестиции в роскошь в качестве возможных решений экономических проблем через их способность увеличивать спрос и процветание.
Он критиковал тех, кто ценил бережливость как добродетель, не знающую предела; напротив, он утверждал, что
“принципы экономии, доведенные до избытка, уничтожат мотив к производству”.
Чтобы максимизировать богатство, нация должна была сбалансировать “власть производить и волю потреблять”. Фактически, Мальтус, как экономист, озабоченный тем, что он назвал проблемой “избытка” (или, как их назвали бы сегодня, проблемами экономического спада или депрессии), можно сказать, предвосхитил экономические открытия, сделанные английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1930-х годах.
Опять же, фундаментальной критикой Мальтуса была его неспособность оценить продолжающуюся британскую сельскохозяйственную революцию, которая в конечном итоге привела к тому, что производство продовольствия достигло или превысило рост населения и сделало возможным процветание для большего числа людей. Мальтус также не предвидел широкого использования контрацептивов, что привело к снижению уровня рождаемости.
Книги
«Слишком тесно». О пользе войн и эпидемий (сборник: Т. Р. Мальтус, А. Печчеи)
Войны и эпидемии. Благо для человечества?