Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр (1929-2007) родился во Франции в городе Реймс. О его детских годах известно не очень много, так как философ не очень любил делиться с прессой воспоминаниями из этого времени. В юности Жан Бодрийяр посещал Реймский лицей, где делал успехи. Он был любознательный, учился на отлично, интересовался физикой и естествознанием. Отец, будучи служащим очень гордился достижениями сына и надеялся, что мальчик пойдет по его стопам. Несмотря на то, что родители будущего философа считали, что для хорошей жизни достаточно образования начальной или средней школы, Жан Бодрийяр смог поступить в Сорбонну, где изучал германистику. Так вышло, что в своем роду он стал первым человеком, получившим университетское образование. Это привело к тому, что Бодрийяр отдалился от семьи и среды, где провел свое детство.
На старших курсах Жан Бодрийяр, любивший литературу, занялся переводами. В зоне его интересов были Карл Маркс, Мартин Лютер, Бертольд Брехт и другие. Работы Бодрийяра отличались особым мастерством, что позволило ему успешно окончить аспирантуру и получить ученую степень в области иностранных языков. Эти переводы не имели под собой глубинных идей. Они увлекали Жана Бодрийяра скорее как просто литературные произведения. Со временем под влиянием Анри Лефевра и Ролана Барта он отошел от переводов и углубился в социологическую науку.
В конце 1960-х годов Жан Бодрийяр сотрудничает с левыми журналами “Utopie” и “Traverses”. Несмотря на это, философ не участвовал в известных протестах 1968-ого года. Через некоторое время после спада бунтарского настроения он разрывает все отношения с радикальным левым движением.
Жан Бодрийяр с головой уходит в науку. Выпущенная книга “Система вещей” становится одной из дебютных работ по социологии Бодрийяра. Именно с нее начинается его путь как социолога. В следующем труде Бодрийяра “Общество потребления” чувствуется влияние марксизма. Параллельно с исследованиями общества и разнообразных явлений в нем он являлся профессором социологии в 70-80-х годах XX века в Нантере, а в 1986 году занял пост научного директора Института социально-экономических исследований и информации при Университете Париж — IX Дофин.
В 1970-е годы Жан Бодрийяр много путешествует. Благодаря этому опыту в свет вышла одна из его самых читаемых книг — “Америка”. В середине этой же декады пристальное внимание Бодрийяра находится на исследовании СМИ.
Интересно еще то, что хобби философа — это фотография. Он в течение долгих лет собирал снимки, разбирался в фототехнике. Также, у него была даже собственная выставка.
До конца своей жизни Жан Бодрийяр занимался исследованиями общества. В марте 2007 года философ скончался. Причина смерти не разглашалась.

Общество потребления
“Общество потребления” является одной из центральных работ, которые написал Жан Бодрийяра. Книга была написана им в 1970 году. В рамках такого общества происходит торжество товарных форм. Это значит, что товар перестает рассматриваться с точки зрения объекта, приносящего пользу, а рассматривается исключительно как знак в системе знаков. Грубо говоря, товар существует только в силу существования других товаров. Таким образом, меняется его онтологический статус. Товар перестает быть для потребителя предметом, из которого он может извлечь пользу. Теперь он рассматривается как знак. Магазины, а именно крупные торговые центры — это некий рай, в котором для покупателя создана максимально комфортная среда. В ней он может совершать покупки, не думая о том действительно ли в том или ином приобретении есть ценность для него. Бодрийяр в своем труде проводит очень тонкое наблюдение. Он рассказывает о том, как малазийские туземцы были очарованы пролетающими в небе самолетами. После увиденного они начали пробовать создавать подобные сооружения с помощью подручных средств. Их надежда состояла в том, что увиденный самолет приземлится к ним. Так и человек видит в количестве потребляемых им знаков путь к счастью. Так, логика поведения современного человека общества потребления и представителя архаического общества ничем не отличается друг от друга. И тот, и другой видят путь к достижению настоящего счастья посредством использования магических знаков симулянтов счастья. Потребление человека основано на естественной склонности к счастью.
Индивидуальный выбор перестает существовать, так как он определяется полностью предложением и движется сверху, проводится через СМИ, рекламу и другие инструменты воздействия на массовое сознание. Человек, приобретая очередной продукт реализует не собственные желания, а то, что навязано ему извне. Цель покупки в таком обществе — это выделиться, задать себе статус, быть лучше, чем кто-то. Однако человек всегда остается неудовлетворенным. Появляются новые предложения, и они опережают стремления человека. Так, люди попадают в замкнутый круг и обрекают себя на вечное потребление.
Одним из характерных феноменов такого общества является массовая культура. Она вытесняет традиционные ценности. Говоря о рекламе, Жан Бодрийяр затрагивает вопросы телесности и сексуальности. Человек, находящийся в рамках общества потребления рассматривается также, как и другие объекты — с точки зрения формы. Красивое тело — это товарный фетиш, который притягивает покупателя, действуя на его инстинкты. Пропаганда красивого тела ведется через спорт и товары к нему, косметику, одежду, различные добавки к пище и так далее. Духовное в таком случае вытесняется на периферию такого индивидуума. Даже в момент отдыха, то есть в досуговое время человек не может выйти из структуры общества потребления. Это порождает в нем тревожность, вечную неудовлетворенность жизнью и депрессию. Он перестает задумываться о чем-то высоком и духовном, так как находиться на постоянном мучительном марафоне за иллюзорным счастьем.
Таким образом, потребление — это тяжелая ноша для человека. В обществе такого рода потребляются не товары, а знаки, стираются традиционные ценности. Сам человек низводится до уровня архаического восприятия отношения к действительности. Так, общество потребления представляет собой всеобщее тотальное обесценивание всего того, что окружает человека в мире.