• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
24 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Жан Бодрийяр

Энциклопедия
Жан Бодрийяр - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
470
Прочитали
Содержание
Жан Бодрийяр
Общество потребления
Жан Бодрийяр: библиография

Жан Бодрийяр

Жан Бодрийяр (1929-2007) родился во Франции в городе Реймс. О его детских годах известно не очень много, так как философ не очень любил делиться с прессой воспоминаниями из этого времени. В юности Жан Бодрийяр посещал Реймский лицей, где делал успехи. Он был любознательный, учился на отлично, интересовался физикой и естествознанием. Отец, будучи служащим очень гордился достижениями сына и надеялся, что мальчик пойдет по его стопам. Несмотря на то, что родители будущего философа считали, что для хорошей жизни достаточно образования начальной или средней школы, Жан Бодрийяр смог поступить в Сорбонну, где изучал германистику. Так вышло, что в своем роду он стал первым человеком, получившим университетское образование. Это привело к тому, что Бодрийяр отдалился от семьи и среды, где провел свое детство.

На старших курсах Жан Бодрийяр, любивший литературу, занялся переводами. В зоне его интересов были Карл Маркс, Мартин Лютер, Бертольд Брехт и другие. Работы Бодрийяра отличались особым мастерством, что позволило ему успешно окончить аспирантуру и получить ученую степень в области иностранных языков. Эти переводы не имели под собой глубинных идей. Они увлекали Жана Бодрийяра скорее как просто литературные произведения. Со временем под влиянием Анри Лефевра и Ролана Барта он отошел от переводов и углубился в социологическую науку.

В конце 1960-х годов Жан Бодрийяр сотрудничает с левыми журналами “Utopie” и “Traverses”. Несмотря на это, философ не участвовал в известных протестах 1968-ого года. Через некоторое время после спада бунтарского настроения он разрывает все отношения с радикальным левым движением.

Жан Бодрийяр с головой уходит в науку.  Выпущенная книга “Система вещей” становится одной из дебютных работ по социологии Бодрийяра. Именно с нее начинается его путь как социолога. В следующем труде Бодрийяра “Общество потребления” чувствуется влияние марксизма. Параллельно с исследованиями общества и разнообразных явлений в нем он являлся профессором социологии в 70-80-х годах XX века в Нантере, а в 1986 году занял пост научного директора Института социально-экономических исследований и информации при Университете Париж — IX Дофин.

В 1970-е годы Жан Бодрийяр много путешествует. Благодаря этому опыту в свет вышла одна из его самых читаемых книг — “Америка”. В середине этой же декады пристальное внимание Бодрийяра находится на исследовании СМИ.

Интересно еще то, что хобби философа — это фотография. Он в течение долгих лет собирал снимки, разбирался в фототехнике. Также, у него была даже собственная выставка.

До конца своей жизни Жан Бодрийяр занимался исследованиями общества. В марте 2007 года философ скончался. Причина смерти не разглашалась.

Жан Бодрийяр с женой
Жан Бодрийяр с женой

Общество потребления

“Общество потребления” является одной из центральных работ, которые написал Жан Бодрийяра. Книга была написана им в 1970 году. В рамках такого общества происходит торжество товарных форм. Это значит, что товар перестает рассматриваться с точки зрения объекта, приносящего пользу, а рассматривается исключительно как знак в системе знаков. Грубо говоря, товар существует только в силу существования других товаров. Таким образом, меняется его онтологический статус. Товар перестает быть для потребителя предметом, из которого он может извлечь пользу. Теперь он рассматривается как знак.  Магазины, а именно крупные торговые центры — это некий рай, в котором для покупателя создана максимально комфортная среда. В ней он может совершать покупки, не думая о том действительно ли в том или ином приобретении есть ценность для него. Бодрийяр в своем труде проводит очень тонкое наблюдение. Он рассказывает о том, как малазийские туземцы были очарованы пролетающими в небе самолетами. После увиденного они начали пробовать создавать подобные сооружения с помощью подручных средств. Их надежда состояла в том, что увиденный самолет приземлится к ним. Так и человек видит в количестве потребляемых им знаков путь к счастью. Так, логика поведения современного человека общества потребления и представителя архаического общества ничем не отличается друг от друга. И тот, и другой видят путь к достижению настоящего счастья посредством использования магических знаков симулянтов счастья. Потребление человека основано на естественной склонности к счастью.

Индивидуальный выбор перестает существовать, так как он определяется полностью предложением и движется сверху, проводится через СМИ, рекламу и другие инструменты воздействия на массовое сознание. Человек, приобретая очередной продукт реализует не собственные желания, а то, что навязано ему извне. Цель покупки в таком обществе — это выделиться, задать себе статус, быть лучше, чем кто-то. Однако человек всегда остается неудовлетворенным. Появляются новые предложения, и они опережают стремления человека.  Так, люди попадают в замкнутый круг и обрекают себя на вечное потребление.

Одним из характерных феноменов такого общества является массовая культура. Она вытесняет традиционные ценности. Говоря о рекламе, Жан Бодрийяр затрагивает вопросы телесности и сексуальности. Человек, находящийся в рамках общества потребления рассматривается также, как и другие объекты — с точки зрения формы. Красивое тело — это товарный фетиш, который притягивает покупателя, действуя на его инстинкты. Пропаганда красивого тела ведется через спорт и товары к нему, косметику, одежду, различные добавки к пище и так далее.  Духовное в таком случае вытесняется на периферию такого индивидуума. Даже в момент отдыха, то есть в досуговое время человек не может выйти из структуры общества потребления. Это порождает в нем тревожность, вечную неудовлетворенность жизнью и депрессию. Он перестает задумываться о чем-то высоком и духовном, так как находиться на постоянном мучительном марафоне за иллюзорным счастьем.

Таким образом, потребление — это тяжелая ноша для человека. В обществе такого рода потребляются не товары, а знаки, стираются традиционные ценности. Сам человек низводится до уровня архаического восприятия отношения к действительности. Так, общество потребления представляет собой всеобщее тотальное обесценивание всего того, что окружает человека в мире.

Жан Бодрийяр: библиография

Совершенное преступление. Заговор искусства

Поэтика и политика. Генезис и структура бюрократического поля. Реквием по масс-медиа

К критике политической экономии знака

Система вещей

Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы

Общество потребления

Метки персоналииэнциклопедия
Дарья Стотланд

Дарья Стотланд

Следующая статья
Мальтузианство (теория народонаселения) - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Мальтузианство (теория народонаселения)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • Новости
  • право
  • энциклопедия
  • аналитика
  • персоналии
  • скрепы
  • экономика
  • общество
  • закон
  • политическая идеология
  • конституция
  • форма государства
  • история
  • выборы
  • термины
  • политическая философия
  • протесты
  • права человека
  • Политика
  • идеология
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности