Ролан Барт (1915-1980)
Ролан Барт родился в 1915 году в Нормандии в городе Шербур. Его отец погиб в бою, когда мальчику не было и года. Мать Барта перебралась с сыном во Францию в город Байонн. Уже с детства Ролан Барт был вовлечен в искусство. Под руководством тети он учился играть на пианино. В жизни Ролана Барта присутствовало много музыки и литературы, поэтому в нем развивалась трогательная душа, восприимчивая к прекрасному. О школьных годах будущего философа и литературоведа кроме этого известно не очень много. После завершения среднего образования Ролан Барт поступает в Сорбонну. Учился он очень хорошо, однако постоянные болезни мешали эффективному обучению. Ему приходилось постоянно прерывать этот процесс. Из-за туберкулеза Ролану Барту приходилось часто ездить в санатории. Его даже не взяли в армию по причине серьезного заболевания, в то время, как все его сверстники уехали на фронт.
Военные годы Ролан Барт переживал очень тяжело. Пережив их, он заинтересовался политикой. Он придерживался левых взглядов. Ролан Барт стал возглавлять интеллектуальную группу “Тель Кель”. В нее входили Соллерс, Кристева и многие другие.
Большой пласт жизни Ролана Барта занимают путешествия. Так, на протяжении 1960-х годов он ездит по Азии и Соединенным Штатам, где читает лекции. Именно в этот период Барт публикует одну из популярнейших его статей “Смерть автора”. А уже в 1971 году философ становится профессором Женевского университета. Ролан Барт приобретает все большую и большую популярность. Однако его жизнь резко прерывается из-за аварии. В марте на улице Парижа философа сбил автофургон.
Научная деятельность Ролана Барта
Среди исследователей принято делить творчество философа на три периода: доструктуралистский, структуралистский и постструктуралистский. В первый Ролан Барт находится под сильнейшим влиянием марксизма и экзистенциализма. В данный период он работает по большей части как журналист. Философ и литературовед публикуется в газете. В 1953 году на свет выходит его книга “Нулевая степень письма”. В ней Ролан Барт исследует тему языка и письма. Автор рассматривает все возможные виды современного строения текста. А также, опираясь на культурные формы, исследует феномен языка и особенности письма. Этот труд оказал сильнейшее влияние на науку и последующих ученых.
Затем наступает структуралистский этап. В данный период появляется известная работа “Мифологии”. Туда вошли статьи, которые объединяла общая тема — формирование истории в идеологию. Основная часть произведения состоит из колонок, которые публиковались Роланом Бартом на протяжении 50-х годов в различных изданиях. Это грандиозная попытка теоретически анализировать и, как следствие, практически подставить под вопрос буржуазную идеологию и повседневную культуру Франции 50-х годов. Ролан Барт исследует миф и его место в системе. По “Мифологии” современное общество — это общество знаковых систем. Философ обращается к самым неожиданным примерам, начиная от картошки фри и заканчивая анализом определенных драматургических произведений, тем самым критикуя общество потребления. В завершающем очерке “Миф сегодня” Ролан Барт предоставляет своего рода теоретическую разработку, обоснования принципа анализа. И эти принципы несомненно свидетельствуют о некой ангажированности Барта и о его амбициях расшатать, даже обезличить в каком-то смысле, мифы, на которых, по его мнению, построено общество. Если подводить итог в чем же конкретно состоит эта буржуазная идеология, то по Барту это подмена чего-то культурного природным, попытка представить нечто культурное и конструированное этим классом как нечто само собой разумеющееся. Конечно же, к структуралистскому периоду относятся также труды: “Система моды” и “Основы семиологии”. Главная мысль, нитью которой пронизаны все эти произведения, — это критика доминирующей буржуазной культуры.
В последнем периоде творчества Ролана Барта, постструктуралистском, философ исследует метод структурного анализа для описания социальных и культурных явлений, присущих новому обществу. Основная проблема кроется во взаимоотношениях между индивидуальным и коллективным. Условно говоря, языком пользуются все представители того или иного общества, к которому принадлежит автор, но то, как он пишет — это относится к стилю. И при пересечении индивидуального и общего появляется письмо. Так, философ приходит к самому понятию письма и выделяет его несколько типов.
Таким образом, Ролан Барт — это человек на стыке методов и научных миропониманий. Его влияние очень масштабно, например на Ж.Бодрийяра, Ж.Женетта и многих других известных деятелей науки.