Органическая теория государства и права – суть ее состоит в том, что государство сравнивается с живым организмом, который так же проходит все этапы жизненного цикла: рождается, живет, стареет и умирает. Широкое распространение было получено во второй половине XIX века. Последователи концепции делали попытки перевести биологические законы на социальные процессы в обществе. Возникновение органической теории связано с широким распространением дарвинизма – направления эволюционной мысли объяснявшей происхождение видов животных результатом естественного отбора и борьбы за выживание. Предпосылки возникновения данной теории имели место еще в идеях Аристотеля, философии Платона. Иными словами – еще в древности мыслители пришли к выводу, что сравнение государства с животным организмом — по преимуществу с человеком — является излюбленной темой политической спекуляции. В отличие от остальных теорий показывает реальную взаимосвязь между деятельностью людей и предпосылками природного развития.
Органическая теория — основные идеи
- организм живого существа состоит из клеток, а государство, представляя собой общественный организм, состоит из людей;
- возникновение человечества – результат эволюции животного мира;
- в результате естественного отбора развитие людей приходит к следующему этапу – объединению в организм или образованию государства;
- выполнение внешних функций по обороне и нападению отведено высшим классам, а внутренние функции по обеспечению жизнедеятельности и существования первых – низшим.
Основоположник органической теории
Основоположником теории принято считать Герберта Спенсера (1820 – 1903 г.). Спенсер синтезировал многие идейные течения своего времени, несмотря на то, что он не обладал систематическими знаниями и не вдавался в глубокое изучение трудов предшественников, которые осмысливали основные тезисы в органической теории. Ключевой работой философа являлся труд под названием «Основные начала», в котором он соединил эволюционизм, принцип невмешательства и концепцию философии, как общего начала всех наук.
На основании своих наблюдений он считал, что общество, как и организм, растет, имеет сложное строение, каждая система имеет свои функции. Государство признавалось естественным, органическим явлением. Как правило, одной из характеристик общества является непрерывный рост, связанный с увеличением объема. Человек, согласно взглядам сторонников теории, являлся клеткой в большом организме государства, соответственно рост клеток мыслители видели как внутренним – увеличение количества людей внутри страны, так и внешним – присоединение новых клеток, а именно прирост населения как результат завоевательных действий каждого государства. Однако не только увеличение количественного состава населения характеризует рост общества. Выделение различных сословий, общественных классов и учреждений также можно назвать усложнением, переходом от одного строения, более простого, к более разнородному. Качественные изменения в составе общества теория Спенсера объяснить не могла. Государство, по мнению ученого, представляло собой единый организм, в котором каждая система выполняет функции соответствующих органов. Так, например, правительство считалось мозгом, который реализовывал свои функции через подданных, являвшихся средствами для выполнения решений «мозга». Кровеносной системой организма-государства признавались торговля, транспорт и иные средства, предназначенные для связи одних «органов» с другими. С системой органов пищеварения Спенсер сравнивал с системой пищеварения низшие классы людей, которые занимались тяжелым ручным трудом: земледелием, ремеслами. Внешние функции осуществляли представители господствующие классы – они отвечали за оборону.
Также в рамках теории рассматривалось взаимодействие государств между собой. Ученый отмечал, что данный процесс развивался и протекал согласно закону социального развития, который гласит, что идея естественного отбора свойственна и обществу, выживет лишь то, которое более развито и приспособлено к условиям выживания.
Сторонники данной теории также высказывали мысль, что в мире все взаимосвязано и образует собой систему. Но речь идет не только о структурах биологического или социального организма, но и о том, что существует система над системами. Иными словами, принцип системности был выведен на уровень универсальности и общеприменимости ко всему в окружающем мире.
Возникновение органической теории связано с развитием и распространением естественных и гуманитарных наук. Одним из достижений, разработанных в рамках концепции, считается внедрение принципа системности в понимание процессов и самой сути государства и общества. Также теория обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Но, несмотря на все плюсы, органическая теория была подвержена критике и в настоящий момент отвергнута большинством ученых. Связано это с тем, что она не дает четкого понимания ситуации, а лишь повествует о возможных вариантах устройства государства, не отражает изменения в политической науке. Многие процессы, которые являются основой происхождения и развития государства, остались нераскрытыми, а ученые, являвшиеся сторонниками органической концепции, делали упор на сходства живых организмов и государства, не обращая внимания на ряд задач и функций в обществе и государстве, которые не имеют ничего общего с живыми организмами.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
- Теологическая теория государства и права
- Патриархальная теория государства и права
- Договорная теория государства и права
- Марксистская теория (классовая) государства и права
- Теория насилия государства и права
- Органическая теория государства и права
- Расовая теория государства и права
- Теория инцеста государства и права
- Ирригационная теория государства и права
- Феноменологическая теория государства и права
- Экзистенциальная теория государства и права
- Историческая теория государства и права
- Потестарная теория государства и права
- Школа позитивного права
- Школа естественного права