Теологическая теория государства и права – это гипотеза, согласно которой государство и право – творение Бога, созданное для того, чтобы регулировать поведение людей. Является одной из самых ранних теорий и получила своё наибольшее распространение во времена эпохи феодализма, приблизительно XIII веке. Многие элементы данной концепции зарождались и использовались в таких древних державах как Египет, Шумер, Китай, Индия, Крит, Вавилон, Иудея, а в Ватикане и вовсе является официальной доктриной в настоящее время. В первых государствах теологическая теория имела подкрепление фактами в виде религиозных форм правления, государственная власть обладала авторитетом ввиду божественного права, по этой же причине все решения, принимаемые державой, носили обязательный характер.
Теологическая теория государства и права – основные идеи:
- 1) власть, государственный порядок и его устройство считаются незыблемыми;
- 2) все представления и действия государства и его власть имущих не обсуждаются и не осуждаются, так как идут от Бога;
- 3) человек не имеет права вмешиваться в государственную власть;
- 4) монарху власть дана свыше, поэтому попытки свергнуть государя приравниваются к противостоянию Богу.
Теологическая теория Фомы Аквинского
Основоположниками концепции принято считать Фому Аквинского (1225 – 1274) и Аврелия Августина (354 – 430).
Суть учений первого изложены в работе «О правлении государей» и в комментариях к работам Аристотеля «Политика» и «Этика». В своем политическом видении Фома утверждал, что вся власть на Земле – от Бога и выделял шесть форм правления, которые, в свою очередь, делились на справедливые и несправедливые. Справедливость, согласно Аквинскому, зависит от того, исполняется ли высшая цель, для которой и существует власть – содействие общему благу, забота об объективности в общественных делах и обеспечение мира и безопасности подданным, или же правители преследуют частные цели, что противоречит общему благу. Монархия, аристократия и полисная система признавались философом справедливыми формами правления, а несправедливыми считались олигархия, тирания и демократия. Наиболее оптимальной формой была выбрана монархия, поскольку стремление к всеобщему благу осуществляется наиболее эффективно, когда оно направляется от единого источника: «Наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним, — пишет Фома. — Это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира». Теория Фомы Аквинского построена на основе христианской этики и римского права. Позаимствовав у Аристотеля разделение законов на естественные и положительные, Аквинский дополнил его разделением на человеческие и божественные, став создателем римско-католической классификации права, которая включала четыре вида законов:
- 1) вечный (божественный, естественный) – является первоначалом всех остальных законов, основа всего мирового порядка, общества и природы;
- 2) естественный (человеческий, естественный) – законы совместного существования, выживания и сохранения рода, иными словами – трактовка вечного закона человеческой сущностью;
- 3) человеческий (человеческий, положительный) – внушает страх наказания и принуждения, чтобы контролировать и обезвреживать порочных людей, тех, кто не поддается убеждениям и наставлениям;
- 4) божественный (божественный, положительный) – под этим видом подразумевался закон, данный людям в Священном Писании.
Несоблюдение вышеуказанных постулатов, противоречие предписаниям и вечному божественному закону, согласно взглядам философа, позволяют сопротивляться греховной и незаконной власти, в отдельных случаях даже поощрялось восстание против тиранов, действия которых несут зло и противоречат принципам права народов.
У Аврелия Августина
Вторым основоположником теологической теории является Аврелий Августин. Его работы основывались на понимании государства как наказания людям за их грехопадение, власть досталась монархам не по крови, рождению или выбору, а дана свыше, в отдельных случаях сам Бог выбирал правителя, как это было с Моисеем, правителем Израиля.
Зарождение государственности философ описал в своей работе «О граде божьем», где четко прослеживается негативное отношение автора к государству, где оно рассматривается как система для угнетения одних масс людей другими, а единственным, кто мог бы на это повлиять, был Бог.
Если следовать учению Августина, единственно верной и справедливой формой власти является христианское государство, ведь именно оно предполагает главенство церкви и ее духовных служителей. И поскольку главной целью жизни людей является спасение перед Страшным Судом, то все должны повиноваться исключительно церкви, ведь ее действия – это воля Бога. Из этого следовало, что распространение христианства, а также насильственное обращение в веру – благое дело, ведь этими самыми действиями государство напрямую реализует свои функции: борьбу с еретиками, помощь церкви и защиту граждан, как от внутренних, так и от внешних угроз.
Теологическая теория не основывается на научных фактах, а опирается исключительно на веру, ввиду чего ее невозможно доказать или опровергнуть. На сегодняшний день данную гипотезу возникновения государства поддерживает католическая церковь, но того былого влияния, как в древности и средние века уже нет.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
- Теологическая теория государства и права
- Патриархальная теория государства и права
- Договорная теория государства и права
- Марксистская теория (классовая) государства и права
- Теория насилия государства и права
- Органическая теория государства и права
- Расовая теория государства и права
- Теория инцеста государства и права
- Ирригационная теория государства и права
- Феноменологическая теория государства и права
- Экзистенциальная теория государства и права
- Историческая теория государства и права
- Потестарная теория государства и права
- Школа позитивного права
- Школа естественного права