• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
4 июля, 2022
Поддержать
Cтать автором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Теологическая теория государства и права - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Теологическая теория государства и права

Сергей Стрикун
08.09.2021
Энциклопедия
0
2.1k
Прочитали

Теологическая теория государства и права – это гипотеза, согласно которой государство и право – творение Бога, созданное для того, чтобы регулировать поведение людей. Является одной из самых ранних теорий и получила своё наибольшее распространение во времена эпохи феодализма, приблизительно XIII веке. Многие элементы данной концепции зарождались и использовались в таких древних державах как Египет, Шумер, Китай, Индия, Крит, Вавилон, Иудея, а в Ватикане и вовсе является официальной доктриной в настоящее время. В первых государствах теологическая теория имела подкрепление фактами в виде религиозных форм правления, государственная власть обладала авторитетом ввиду божественного права, по этой же причине все решения, принимаемые державой, носили обязательный характер.

Теологическая теория государства и права – основные идеи:

  • 1) власть, государственный порядок и его устройство считаются незыблемыми;
  • 2) все представления и действия государства и его власть имущих не обсуждаются и не осуждаются, так как идут от Бога;
  • 3) человек не имеет права вмешиваться в государственную власть;
  • 4) монарху власть дана свыше, поэтому попытки свергнуть государя приравниваются к противостоянию Богу.

Теологическая теория Фомы Аквинского

Основоположниками концепции принято считать Фому Аквинского (1225 – 1274) и Аврелия Августина (354 – 430).

Суть учений первого изложены в работе «О правлении государей» и в комментариях к работам Аристотеля «Политика» и «Этика». В своем политическом видении Фома утверждал, что вся власть на Земле – от Бога и выделял шесть форм правления, которые, в свою очередь, делились на справедливые и несправедливые. Справедливость, согласно Аквинскому, зависит от того, исполняется ли высшая цель, для которой и существует власть – содействие общему благу, забота об объективности в общественных делах и обеспечение мира и безопасности подданным, или же правители преследуют частные цели, что противоречит общему благу. Монархия, аристократия и полисная система признавались философом справедливыми формами правления, а несправедливыми считались олигархия, тирания и демократия. Наиболее оптимальной формой была выбрана монархия, поскольку стремление к всеобщему благу осуществляется наиболее эффективно, когда оно направляется от единого источника: «Наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним, — пишет Фома. — Это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира». Теория Фомы Аквинского построена на основе христианской этики и римского права. Позаимствовав у Аристотеля разделение законов на естественные и положительные, Аквинский дополнил его разделением на человеческие и божественные, став создателем римско-католической классификации права, которая включала четыре вида законов:

  • 1) вечный (божественный, естественный) – является первоначалом всех остальных законов, основа всего мирового порядка, общества и природы;
  • 2) естественный (человеческий, естественный) – законы совместного существования, выживания и сохранения рода, иными словами – трактовка вечного закона человеческой сущностью;
  • 3) человеческий (человеческий, положительный) – внушает страх наказания и принуждения, чтобы контролировать и обезвреживать порочных людей, тех, кто не поддается убеждениям и наставлениям;
  • 4) божественный (божественный, положительный) – под этим видом подразумевался закон, данный людям в Священном Писании.

Несоблюдение вышеуказанных постулатов, противоречие предписаниям и вечному божественному закону, согласно взглядам философа, позволяют сопротивляться греховной и незаконной власти, в отдельных случаях даже поощрялось восстание против тиранов, действия которых несут зло и противоречат принципам права народов.

У Аврелия Августина

Вторым основоположником теологической теории является Аврелий Августин. Его работы основывались на понимании государства как наказания людям за их грехопадение, власть досталась монархам не по крови, рождению или выбору, а дана свыше, в отдельных случаях сам Бог выбирал правителя, как это было с Моисеем, правителем Израиля.

Зарождение государственности философ описал в своей работе «О граде божьем», где четко прослеживается негативное отношение автора к государству, где оно рассматривается как система для угнетения одних масс людей другими, а единственным, кто мог бы на это повлиять, был Бог.

Если следовать учению Августина, единственно верной и справедливой формой власти является христианское государство, ведь именно оно предполагает главенство церкви и ее духовных служителей. И поскольку главной целью жизни людей является спасение перед Страшным Судом, то все должны повиноваться исключительно церкви, ведь ее действия – это воля Бога. Из этого следовало, что распространение христианства, а также насильственное обращение в веру – благое дело, ведь этими самыми действиями государство напрямую реализует свои функции: борьбу с еретиками, помощь церкви и защиту граждан, как от внутренних, так и от внешних угроз.

Теологическая теория не основывается на научных фактах, а опирается исключительно на веру, ввиду чего ее невозможно доказать или опровергнуть. На сегодняшний день данную гипотезу возникновения государства поддерживает католическая церковь, но того былого влияния, как в древности и средние века уже нет.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права
Метки энциклопедия
Следующая статья
Патриархальная теория государства и права - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Патриархальная теория государства и права

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?
Власть

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу
Общество

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Гуманизм - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
Энциклопедия

Гуманизм

23.03.2022
Спецоперация в Украине
Закон

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования
Власть

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)
Власть

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • энциклопедия
  • политическая философия
  • экономика
  • политическая идеология
  • закон
  • путин
  • скрепы
  • протесты
  • конституция
  • персоналии
  • общество
  • репрессии
  • Политика
  • история
  • выборы
  • право
  • аналитика
  • Новости
  • Инструкции
  • идеология
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности