Историческая теория государства и права – эта теория гласит, что процесс образования права спонтанен, исторически независим от законодательной и законотворческой деятельности государства. Было разработано в противовес к естественно-правовой доктрине, но позднее, подверглась критике за то, что не отошла от концепции естественного права. Мысль о том, что право не создается законодателем и не творится его произволом, является общей у двух этих течений. Процесс возникновения и развития права считался создателями концепции спонтанным, законным считалось то, что уже установлено, а источником права служил обычай. Создатели теории также проводили параллель, сравнивая развитие права с развитием языка. Считалось, что первое должно меняться исторически, без создания новых законов, которые искусственным образом преобразовывали бы текущую ситуацию.
Историческая теория — основные идеи
- договором право не установить, оно может развиваться самостоятельно, последовательно, являясь само по себе историческим явлением;
- в первую очередь право являет собой правовые обычаи;
- отрицание прав человека, поскольку на момент осмысления теории естественные права не находили своего отражения в жизни людей.
Основоположники исторической теории государства и права
Основоположниками теории были Густав Гуго (1764 – 1844 г.), Георг-Фридрих Пухта (1798 – 1846 г.), Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861 г.). В своих идеях ученые отрицали политико-юридические принципы Великой французской революции, общественный договор и рационализм Просвещения, но на протяжении всего времени своего существования историческая школа права не была однородной. Объективным ходом вещей считались становления юридических норм и институтов. Представители данной теории пытались встать на сторону защиты феодальных устоев, которые формировались на протяжении долгого времени, в свою очередь, выступая против существующих отношений при помощи нового законодательства, так как, по их мнению, право должно складываться исторически.
Ф.К. Савиньи сформировал понятие «народный дух» – особенность правосознания народа, а самым главным фактором, который имеет влияние на него, являются исторические условия развития, в которых формируются и возникает нация, так как сам по себе «народный дух» не способен изначально к саморазвитию. Автор также выделил этапы его роста:
- младенчество – этап формирования права, в этот момент у людей нет понимания права, его восприятие воспринимается как вера, эмоции главенствуют внутри индивида;
- юность – выделение в отдельную группу юристов, которые действуют в союзе с народом, без корпоративного самосознания;
- зрелость – усложнение политической, экономической, культурной жизни приводит и к усложнению права. Юристы отделяются как каста, обладая необходимой профессиональной квалификацией, а сама система права и правовая наука приобретают завершенный вид;
- старость – существование права за счет старых норм, так как новые не создаются, в праве главенствует закон. Порывы творчества среди народа угасли и становится невозможным процесс преемственности между разными народами.
Савиньи старался доказать, что предположение о том, что право создается законодателем ошибочно. Ученый считал, что оно не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось исторически, так же как и нравы народа и политический строй. Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько живого восприятия юридических институтов. Изначально существование права в сознании общества как «природного права» находит формальное выражение в символических действиях, которые сопровождают начало или конец юридических отношений.
Данная концепция одной из первых обратила внимание на такие особенности права как культурно-историческая и национальная особенность и то, что их необходимо учитывать в процессе правотворчества. Также отмечена естественность возникновения права и обосновано историческое значение правовых обычаев, они рассматривались как проверенные временем правила поведения.
В то же время, при всех перечисленных положительных чертах, данная теория была идеологией феодализма, стоя, отжившего свое время. Возникнув, эта концепция объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую теорию, идеи Французской революции. Авторы этой школы придавали чрезмерно большую роль правовым обычаям, это шло в ущерб законодательству, поскольку в новых экономических условиях они уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. Внешнее влияние и внутренняя борьба никак не отражены в учениях исторической школы: она продвигает тезисы о том, что развитие права осуществляется внутренними силами и мирным путем.
- Теологическая теория государства и права
- Патриархальная теория государства и права
- Договорная теория государства и права
- Марксистская теория (классовая) государства и права
- Теория насилия государства и права
- Органическая теория государства и права
- Расовая теория государства и права
- Теория инцеста государства и права
- Ирригационная теория государства и права
- Феноменологическая теория государства и права
- Экзистенциальная теория государства и права
- Историческая теория государства и права
- Потестарная теория государства и права
- Школа позитивного права
- Школа естественного права