Историческая теория государства и права

Историческая теория государства и права – эта теория гласит, что процесс образования права спонтанен, исторически независим от законодательной и законотворческой деятельности государства. Было разработано в противовес к естественно-правовой доктрине, но позднее, подверглась критике за то, что не отошла от концепции естественного права. Мысль о том, что право не создается законодателем и не творится его произволом, является общей у двух этих течений. Процесс возникновения и развития права считался создателями концепции спонтанным, законным считалось то, что уже установлено, а источником права служил обычай. Создатели теории также проводили параллель, сравнивая развитие права с развитием языка. Считалось, что первое должно меняться исторически, без создания новых законов, которые искусственным образом преобразовывали бы текущую ситуацию.

Историческая теория — основные идеи

  • договором право не установить, оно может развиваться самостоятельно, последовательно, являясь само по себе историческим явлением;
  • в первую очередь право являет собой правовые обычаи;
  • отрицание прав человека, поскольку на момент осмысления теории естественные права не находили своего отражения в жизни людей.

Основоположники исторической теории государства и права

Основоположниками теории были Густав Гуго (1764 – 1844 г.), Георг-Фридрих Пухта (1798 – 1846 г.), Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861 г.). В своих идеях ученые отрицали политико-юридические принципы Великой французской революции, общественный договор и рационализм Просвещения, но на протяжении всего времени своего существования историческая школа права не была однородной. Объективным ходом вещей считались становления юридических норм и институтов. Представители данной теории пытались встать на сторону защиты феодальных устоев, которые формировались на протяжении долгого времени, в свою очередь, выступая против существующих отношений при помощи нового законодательства, так как, по их мнению, право должно складываться исторически.

Ф.К. Савиньи сформировал понятие «народный дух» – особенность правосознания народа, а самым главным фактором, который имеет влияние на него, являются исторические условия развития, в которых формируются и возникает нация, так как сам по себе «народный дух» не способен изначально к саморазвитию. Автор также выделил этапы его роста:

  • младенчество – этап формирования права, в этот момент у людей нет понимания права, его восприятие воспринимается как вера, эмоции главенствуют внутри индивида;
  • юность – выделение в отдельную группу юристов, которые действуют в союзе с народом, без корпоративного самосознания;
  • зрелость – усложнение политической, экономической, культурной жизни приводит и к усложнению права. Юристы отделяются как каста, обладая необходимой профессиональной квалификацией, а сама система права и правовая наука приобретают завершенный вид;
  • старость – существование права за счет старых норм, так как новые не создаются, в праве главенствует закон. Порывы творчества среди народа угасли и становится невозможным процесс преемственности между разными народами.

Савиньи старался доказать, что предположение о том, что право создается законодателем ошибочно. Ученый считал, что оно не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось исторически, так же как и нравы народа и политический строй. Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько живого восприятия юридических институтов. Изначально существование права в сознании общества как «природного права» находит формальное выражение в символических действиях, которые сопровождают начало или конец юридических отношений.

Данная концепция одной из первых обратила внимание на такие особенности права как культурно-историческая и национальная особенность и то, что их необходимо учитывать в процессе правотворчества. Также отмечена естественность возникновения права и обосновано историческое значение правовых обычаев, они рассматривались как проверенные временем правила поведения.

В то же время, при всех перечисленных положительных чертах, данная теория была идеологией феодализма, стоя, отжившего свое время. Возникнув, эта концепция объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую теорию, идеи Французской революции. Авторы этой школы придавали чрезмерно большую роль правовым обычаям, это шло в ущерб законодательству, поскольку в новых экономических условиях они уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. Внешнее влияние и внутренняя борьба никак не отражены в учениях исторической школы: она продвигает тезисы о том, что развитие права осуществляется внутренними силами и мирным путем.

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять