Краткая биография Фридриха Карла фон Савиньи
Немецкий ученый и правовед Фридрих Карл фон Савиньи (1779 – 18610) – представитель исторической школы права. Учился в разных университетах Германии. Занял кафедру римского права в Берлинском университете и далее стал ректором этого высшего учебного заведения. Занимал пост прусского министра законодательства при короле Фридрихе Вильгельме IV. В 1848 году ушел в отставку.
Фридрих Карл фон Савиньи — труды ученого
Савиньи – продолжатель идей исторической школы, которую основал Гуго Гроций. Представители её противопоставили свои идеи господствовавшим в то время политикам идеалистам, рассматривавшим право как продукт разума, исходивший из космополитических убеждений сторонников Французской революции. Он писал, что право есть творение народной деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями, оно неотделимо от народных убеждений, которые выковывались тысячелетиями. Подчиняясь законам внутренней необходимости, право развивается в соответствии с законами времени. В результате становится ясным, что изучение истории обязательно для понимания процессов законодательной деятельности. Старое, умирая, рождает новое.
Именно изучение права может проложить путь к современному праву, дать возможность проанализировать его состояние и проследить её внутреннюю прагматику. Парадоксальным фактом является то, что сам Савиньи не формулировал свои идеи, по гражданскому праву, но они связаны с его именем, поскольку ученый воспользовался ими для решения практических вопросов на посту министра законодательства. Речь идет об идее закономерного, не случайного развития права для решения проблем с кодификацией. Только совместный путь рационализм естественной школы и практической юриспруденции могут вывести к пути решения противоречий в законодательном праве. Однако, у Савиньи мы не находим конкретных разработок этой методики.
В 1803 году вышла первая книга Савиньи «Право владения», актуальность которой сохраняется и в наши дни. Большинство своих основополагающих идей ученый изложил в книге «О призвании нашей эпохи в законодательстве и юриспруденции», говоря о том, что в основе германского права находится римское право, которое перешло туда из Средневековья посредством средневековых юристов. Нашлись и сторонники и критики этой теории.
Существует перевод с немецкого языка на русский фундаментального произведения Савиньи «Система современного римского права». Только второго и третьего тома из восьми. Историческая школа начала 19 века понимала право как «народный дух». Это ответ тем, кто рассматривал право только как законодательный акт, забыв об обычаях, нравах моральных представлениях людей, составляющих народ.
«Умеренная постепенность» была главной прогрессивной идеей ученого. В своей книге утверждал, что право каждого народа постепенно вырастает из исторической судьбы этого народа, обычаев предков, сложившихся традиций и становится «народным духом»; поэтому при ведении законотворческой и законодательной деятельности нельзя одномоментно взять и сломать веками сложившуюся систему жизнедеятельности людей. Это был ответ создателям общегерманского кодекса и адептам естественного права.
Однако для Свиньи не существовало национального равноправия, он отвергал гражданские браки, не был сторонником бракоразводных процессов, был против суда присяжных, рассматривал необходимость физического наказания и смертную казнь и предлагал завести журнал проступков на чиновников.
Является одним из основоположников схоластической теории современного права. Автор раскрывает все аспекты, касающиеся правового поля физических и юридических лиц, которые являются субъектами правоотношений, рассматривает основания, в связи с которыми порождаются и заканчиваются правоотношения субъектов.
Часто рядом с мнением Савиньи всплывает имя Ч. Дарвина. Многие считают, что Савиньи внес идею естественного развития в юриспруденции. Но на это счет есть веские возражения. Во-первых, юриспруденция лишь часть обществоведения и никак не идет в сравнение с естествознанием. А во-вторых, практик-Савиньи механически перенёс в область права понятие развития, а оно уже так или иначе существовало в исторической философии. Дарвин говорил о самом пути развития, в то время как правовед Савиньи остановился на установлении самих понятий. Конечно, нельзя полностью отвергать роль Савиньи в определении пути развития исторической школы.
Надо сказать что Савиньи свою работу «Обязательное право» посвятил обработке и систематизации норм римского права, которое считал идеалом. Однако её несомненная исключительность заключается в тщательной проработке деталей и логичность умозаключений.
В заключении нужно отметить, что труды Савиньи-юриста имеют огромное значение для современной юриспруденции. Не случайно его называют королём германского правоведения 19 века.