Георг Фридрих Пухта

Георг Фридрих Пухта – биография

Георг Фридрих Пухта родился в Кадольцбурге в Баварии. Будучи сыном юриста, рано познакомился с его юридической практикой и правовыми идеями. Учился в Нюрнбергской гимназии, затем был зачислен в университет Эрлангена. После защиты диссертации получил степень доктора права. Совершил путешествие по Германии и приобрёл превосходное знакомство со всеми адептами исторической школы, особенно с Гуго и Савиньи.

Далее служит ординарным профессором римского права в Мюнхене, потом назначается на кафедру римского и церковного права в Марбурге, но оставил её, переехав Лейпциг в 1837 году. В 1845 году Пухта избирается в Государственный совет и комиссию по реформе законодательства Пруссии. Умер в Берлине в 1846 году.

Научные изыскания и труды

Юриспруденция, история и философия – вот три кита, на которых покоится опыт изучения права представителей исторической школы в Германии, к которой принадлежит Георг Фридрих Пухта.
В истории гражданского права и юридической методологии произведения Г. Ф. Пухты занимают немаловажную роль. Считается, что Пухта был по большей части теоретиком права, однако более внимательный взгляд на его работы показывает, все, что писал автор, продиктовано практическими потребностями усовершенствования законодательной базы прусской государственности. Он ратовал за научность в создании самой конструкции права. Ученым исследуется две составляющие: римское право и строгая логика и восприятие обычного как живой организм. Следовательно создании законов практикующий юрист должен опираться на «дух народа». Об этом автор говорит в своей работе «Обычное право». В его книгах можно найти ответ на вопрос: «Как и почему возникло право?». Есть невидимые истоки права: Бог, а затем народ. К видимым он относил разные виды права, которые есть формы выражения народного духа. Но Пухта решил, что деятельность народа – это деятельность их по отдельности, даже не в совокупности, а народный дух вырабатывается независимо от каждого индивидуума.

По мнению автора источником морали и права служит всеобщая воля и различные правовые институты. Часто ни обычное право, ни законодательство не дают возможности судье дать обоснованное судебное решение. Тогда на помощь приходит судебное право.

Юристы, законодатели всячески содействуют раскрытию народного духа. Правовую систему невозможно сконструировать из отдельных актов и предложить людям. Эволюция народной жизни должна идти параллельно с ритмами развития права. В книге «Обычное право» мыслитель утверждает, существует законодательная форма прав – юридический обычай, который сам по себе не создает новой нормы права, а служит только как обязательное исполнение правила. Почему-то Пухта утверждал всенародное понимание обычая, меду тем, обычаи могут возникать в какой-то местности или даже в каком-то социальном слое.

Прослеживаются некие противоречия в наблюдениях ученого. Если следовать мысли автора, то по получается, что законодательные акты есть просто переписанное естественное право. Духовное родство всех членов человеческого общества породило общее правовое убеждение.

Право основывается не на разуме, а на возможности свободного выбора, когда индивид становится субъектом права, в результате чего возникают субъектные отношения. Раз разом философ утверждает свой тезис о том, что собственно само право появилось с возникновением народов. То есть только наличие разных народов дало возможность появиться божественным откровениям для создания Божественного права. В то время как источником естественного права стал народный дух, понимаемы как общее сознание народа, объединяющее людей. Право одних народов отличается от права других по необходимости, но автор признает существование общечеловеческих связей, ведь «народ есть звено великой цепи». С народным духом, его национальной волей, прежде всего связано обычное право, его начало не связано с государством. По мнению ученого, «дух народа производит государство, как и право».

Пухта полагал, что критерием подлинности права является его историческая обусловленность: “право имеет свою историю”, которая связана с историей жизни народа.

В законченном виде идеология исторической теории (школы) представлена в трудах Г. Пухты (1798–1846) “Традиционное право” (1838 г.), “Курс институций”, “Учебник пандектов” (1838 г.), где разработана обстоятельная и строгая система понятий, отличная от теории естественного права. Изучение работ Пухты, несомненно, принесёт пользу тем, кто изучает теорию, историю, философию права и цивилистику.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности