Клод Леви-Стросс — биография
Клод Леви-Стросс родился в Брюсселе 28 ноября 1908 года. Обучался в парижском лицее. Затем штудировал право и философию в Сорбонне, принимая активное участие в политической жизни страны — стал политическим активистом левого толка. В 1935 году вместе с супругой Диной Дрейфус Клод Леви-Стросс решил уехать в Бразилию, где вскоре назначается профессором университета в Сан-Паулу. Далее была совершена поездка к индейцам племён кадиувеу и бороро. О своих бразильских поездках рассказал в своем сочинении «Печальные тропики».
В 1940 году Франция была захвачена фашистами, оставаться евреям там было небезопасно. Как видного ученого его пригласили к участию в программе Рокфеллера по спасению европейских учёных. В Нью-Йорке выступал с лекциями по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Определил основы структурализма в культурной антропологии. В 1960 году Леви-Стросс назначен руководителем кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он построил Лабораторию социальной антропологии. Он возглавлял её до своего выхода на пенсию в 1984 году. Леви-Стросс дожил до 100 лет. Такого возраста не достигал ни один член Французской академии, поэтому назван первым «бессмертным», пребывая к тому времени в здравом уме и трезвой памяти. Умер 30 октября 2009 года в Париже.
Научная деятельность
Первая же книга исследователя — «Печальные тропики» — получила широкое распространение не только среди учёных, но и широких масс людей, интересующихся историей развития человеческой цивилизаций. Сразу же по результатам экспедиции в бразильские леса, где обитали «дикие люди», была написана и опубликована книга ученого-исследователя.
Леви-Стросс проложил основы классического направления в этнографической науке, сформулировал идеи структурной антропологии и высказал теорию инцеста как одного из возможных вариантов происхождения государства, разработал и описал родственные отношения в первобытных племенах. Знаменитый антрополог считал, что теорию возникновения государства легко объяснить, используя знания о первобытных общинах, ведь чтобы запретить браки между родственниками требуется наложить табу и создать специальные структуры, которые бы не допускали кровосмешения. Ученый произвёл революцию в науке о человеческих этносах, поставив у ее истоков культуру и при помощи аргументов доказав, что она не зависима от естественных наук.
Сторонник структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра, Леви-Стросс стремился пользоваться его же методами и в антропологии. «Я был структуралистом, не зная того сам, — писал ученый, — Якобсон открыл мне глаза на систему, уже хорошо разработанную в языкознании. Это было просветление». Он даже вывел единицу измерения мифов — мифему, подобно якобсоновской фонеме.
Выяснилось, что неточные науки тоже можно структурировать, как и точные, если взять на вооружение различные методы и приемы.
Его основной мыслью то, что в культуре беспрестанно повторяется одна и та же конструкция (как и в языке), то есть различные человеческие общности живут, по сути, в одних и тех же структурах.
Книга Леви-Стросса под названием «Структурная антропология вышла в 1958 году. Ключевым моментом её является выявление структуры и взаимосвязей в традиционных человеческих обществах. Леви-Стросс отрицал эволюцию, что существует поступательное развитие каждого общества, имеющего в своем развитии фазы и ступени. Леви-Стросс по праву считается знатоком в изучении тотемизма и мышления колыбельных цивилизаций.
Изучая мифы американских индейцев, ученый сравнивал их со сказкой про Золушку, в результате чего европейский человек был лишен пьедестала на историческом олимпе. В мире еще есть те, кто не прочь претендовать на исключительность какой-то культуры, пренебрегая или отрицая ценности других культур.
Считалось, что наука есть способ производства знаний, где всё сложно: теоретические допущения, экспериментальные подтверждения, практическое применение. Леви-Стросс отбросил всю эту конструкцию и сказал, «последней опорой самой структурности» являются структуры человеческого мозга. Более того, философ — структуралист считал, что если анализ какой-то вещи или проблемы должен быть проще и должен приносить новые знания, а представлять собой игру символов.
Таким образом, естественные науки работают при помощи понятий, гуманитарные посредством знаков, но результаты одинаково реальны и научны.
Ученый считал, гуманитарные науки должны служить идее изменения мира в лучшую сторону. Способы изучения проявлений внешнего и внутреннего у естественных и гуманитарных наук разные, но их сближает единство цели – освобождение.