Расовая теория государства и права

Расовая теория государства и права – в своей основе содержит мысль о том, что государство возникает после разделения общества на высшие и низшие расы. Иными словами, биологические факторы имеют явное преобладание над факторами социальными, считалось, что представители разных рас имеют значительные различия в психологическом, физическом, умственном отношениях. Люди делились на высшую и низшую расы. Преимущество одних над другими строилось на том, что первые выгодно превосходят вторых по вышеперечисленным параметрам. Призвание первых – господствовать в обществе и управлять государством, а вторых – повиноваться воле первых и слепо служить представителям «превосходящей» расы.

Расовая теория – основные идеи

  • по своей природе человеческие расы не являются равными;
  • самое важное средство для решения всех общественных, внешнеполитических и внутренних государственно-правовых проблем – война;
  • к числу «высших» рас относятся арийцы, к числу «низших» – славяне, цыгане, евреи;
  • государство создается с той целью, чтобы одни расы управляли и превосходили другие;
  • «низшие» расы не способны усваивать информацию, не способны к созидательной деятельности, не способны усвоить сформированную цивилизацию.

Основоположник расовой теории

Основоположником теории принято считать Жозефа Гобино (1816 – 1882 г.). Французский писатель, автор «арийской» расовой теории, постулаты которой впервые были опубликованы в работе под названием «О неравенстве человеческих рас». Стоит заметить, что выводы, изложенные в книге, основаны исключительно на выводах самого Гобино, так как доказать эти доводы не было возможности: на момент издания его труда еще не существовало такой науки как генетика.

Высшей расой, по мнению автора, считалась арийская, светловолосые и голубоглазые люди, смешение которых с «низшими» расами ведет к снижению способностей потомства. Гобино утверждал, что ввиду фатального смешения рас, каждой цивилизации грозит неминуемая гибель.

Основные мысли Ж. Гобино о расовой теории

  • социальная жизнь и культура – продукт расово-антропологических факторов;
  • биологическая наследственность определяет то, каким будет социальное поведение человека;
  • расовые смешения вредны: Гобино обосновывал проблемы гибели и упадка цивилизаций именно нарушениями в сфере взаимоотношений;
  • поскольку разные расы превосходят друг друга, то и культурные творения каждой из них в равной степени не равны между собой.

Также в указанной работе автор выдвигает мысль о том, что расовое неравенство и борьба, которая ведется на этой почве, является движущей силой развития общества. На основании цвета кожи писателем была выдвинута иерархия трех основных рас: белая, желтая, черная. По мнению Гобино, арийцы, занимающие верхнюю ступень внутри белой расы, обладают такими качествами как интеллект, упорство, физическая сила, красота.

При жизни писателя его труды не были удостоены большого внимания, но все изменилось позже, когда его идеи и тезисы о расовом превосходстве были замечены и развиты в нацистской Германии. На основе этой идеологии создавались системы ценностей по типу «вождя нации», «чистоты крови», все было представлено как борьба высшей арийской с низшими расами. В этом случае теория носила уже не столько научный, а политический характер: фашисты ею обосновывали захват и уничтожение целых народов во времена Второй Мировой войны.

Фридрих Ницше и расовая теория

В развитие расовой теории государства и права свой вклад внес и философ Фридрих Ницше (1844 — 1900 г.). Его высказывания «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам» были оправданием и обоснованием войн на почве расового неравенства. Ницше характеризовал низшие расы как людей, не способных к созданию цивилизации и делил их на три типа:

  • 1) гениальные люди;
  • 2) те, кто исполняет идеи первых, их лучшие ученики;
  • 3) прочая масса посредственных людей.

Но при формировании понятия «раса» и ее определения, все же Ницше, в отличие от Гобино, вкладывает несколько иной смысл, основываясь не на национально-этнической принадлежности оцениваемых, а на социально-политических качествах. Вся эволюция общества, по его мнению, это борьба воли сильных и воли слабых, а целью человечества, согласно Ницше, являются его ценнейшие и превосходнейшие экземпляры, которые могут возникнуть только в обстановке великой культуры.

Данная теория отвергает права человека и подвержена критике исследователей источников возникновения государства и права. По мере развития науки суть расовой доктрины нашла свое опровержение: было доказано, что с биологической точки зрения у представителей различных рас различия отсутствуют. Сама концепция возникла ввиду созданных ранее теорий и исторических предпосылок, которые могли транслировать некий позитивный опыт единичных государств с крепкой централизованной властью.

Читать о других теориях происхождения государства и права:

  1. Теологическая теория государства и права
  2. Патриархальная теория государства и права
  3. Договорная теория государства и права
  4. Марксистская теория (классовая) государства и права
  5. Теория насилия государства и права
  6. Органическая теория государства и права
  7. Расовая теория государства и права
  8. Теория инцеста государства и права
  9. Ирригационная теория государства и права
  10. Феноменологическая теория государства и права
  11. Экзистенциальная теория государства и права
  12. Историческая теория государства и права
  13. Потестарная теория государства и права
  14. Школа позитивного права
  15. Школа естественного права

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности