Пьер Жозеф Прудон — признанный деятель Франции XIX века, отличившийся в публицистике, философии, социологии и экономике.
Учёный стал первой исторической личностью, которая решила назвать себя анархистом. На данный момент Прудон является одним из влиятельных разработчиков теории анархизма.
Основными тезисами его деятельности стали представления порядка как анархии, а наличия личной собственности как кражи.
Огромное влияние на философа оказали труды Руссо, Цицерона и Гегеля.
Позднее монографии и трактаты Прудона нашли своё продолжение в работах многих русских мыслителей и революционеров, например, Михаила Александровича Бакунина, Льва Николаевича Толстого, Петра Алексеевича Кропоткина. Идеи теории анархизма были успешно унаследованные Карлом Марксом и Эммой Гольдман.
Пьер Жозеф Прудон и его биография
Пьер Жозеф Прудон родился 15 января 1809 года во Франции в небогатой семье. Обучение его началось с гимназии, которую он так и не окончил. После кратковременной работы в издательских дворах Франции решился на открытие собственной маленькой типографии, которая стала приносить хорошую прибыль.
Философский путь деятеля начался с изучения древнееврейского языка и религиозных размышлений.
С 1838 года Пьер Жозеф Прудон начинает изучение истории, философии, политики и экономии в академии, где получает высокую похвалу за разработанные идеи. На данном этапе происходит зарождение теории анархистов, которая далее приобретёт толпы последователей в философских кругах.
В процессе деятельности он столкнулся со множеством ограничений от правительства, поэтому как никто другой смог оценить итоги февральской революции 1848 года, которые произвели на него огромное впечатление. После неё Прудон смог стать издателем газеты «Народ», что ранее запрещали члены монархии.
Деятель был приглашен в Национальное собрание, где предложил идею о предоставлении людям бесплатных кредитов или услуг с низким процентом. К сожалению, она не получила должной поддержки.
Через год философ приговорён к тюремному заключению на 3 года и большому штрафу за публичное изложение идей в статье, повествующей об ответственности главы государства.
Научное наследие

Первой изданной работой Пьера Жозефа Прудона стало произведение «Опыт общей грамматики», которое пронесло философу славу и почет в научном сообществе.
В 1843 году увидело свет сочинение «Принципы политической организации, или Создание гуманного порядка».
Через несколько лет выходит популярная книга Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», которая стала бестселлером не только во Франции, но и в других странах мира. В данном произведении деятель всесторонне описывает капиталистическую реформу, при которой общественными становятся средства производства без уничтожения частной собственности. Данные положения заслужили критики со стороны Карла Маркса.
Несмотря на то, что сам деятель называет себя анархистом, он не принимает мысли о революции. Философ отличается от анархистов признанием главенствующей роли в экономике мелкой собственности и отношением к общественному положению крестьян и ремесленников.
Реформаторские идеи Прудона заключались в проведении денежной реформы, в результате которой произойдёт ликвидация финансовых средств и введение бонов обмена. Длительное время он настаивал на организации беспроцентного кредита и создании Народного банка. Итогом собственных идей он признавал «слияние классов», результате которого главенствующим станет трудовой класс, возникнет обмен продуктами труда вместо финансовой оплаты. Подобное положение в обществе спровоцирует отмену главенствующей власти государства, поскольку правительство перестанет приносить пользу.
В 1858 году состоялась публикация произведения «О справедливости в революции и в церкви», где Прудон активно рассуждает над проблемой взаимосвязи церкви и власти. Автор приходит к выводу, что господство и церковь имеют взаимные связи, в результате которых уничтожить правительство и власть можно только при полном искоренении религии. Основным понятием, которым орудует философ в данной статье, является справедливость. Он уверен, что основы справедливости отражают наличие у каждой личности достоинства и не зависят от религии.
Наблюдая революцию во Франции, философ осознал, что любые революционные действия не могут быть совместимы с государством.
Характеризуя его политические и философские работы, можно сделать вывод о том, что анархические идеи могут реализовываться без проведения войн и революций, например, изменениями в экономической сфере, которые укажут на несостоятельность действующей власти.
В рамках анархистского направления Прудон являлся представителем мютюэлизма. Он утверждал, что личная собственность человека является кражей, поскольку сам факт принадлежности вещи противоречит справедливости. По Прудону, основной причиной бедности является несовершенство экономики государства. Философ стремился решить все экономические противоречия при помощи введения натурального обмена.