Михаил Александрович Бакунин

Михаил Александрович Бакунин — знаменитый российский философ и революционер, который запомнился как один из родоначальников социального анархизма.

Философ XIX века придерживался Западной традиции.

Огромное влияние на его творчество оказали Гофман, Герцен, Прудон, Руссо, Маркс, Гегель, Достоевский.
Бакунин придерживался идеи в рамках социального анархизма и атеизма. Разделял мысли своего предшественника Пьера-Жозефа Прудона.

Михаил Александрович Бакунин и его биография

Бакунин - отец анархии
Бакунин – отец анархии

Михаил Александрович Бакунин родился 18 мая 1814 года в Тверской губернии в дворянской многодетной семье. Родители были образованные, самостоятельно занимались обучением детей. Мать обучала Бакунина языку и музыке.

Творческий путь юного Бакунина начался в артиллерийском училище в Петербурге, где он дослужился до престижной должности и был оставлен в офицерах. Позднее был отчислен за ненадлежащее поведение.
Научная деятельность Бакунина начинается с 1836 года, когда он переезжает в Москву и оказывается под влиянием кружка Станкевича. Будущий деятель поддерживает близкие отношения со знаменитым критиком Белинским, а позднее знакомиться с Герценом.

Изучение философии Бакунина начинается с немецкой классики, в рамках которой он знакомится с трудами Канта и Гегеля.

В 1840 году Бакунин уезжает в Берлин для изучения философии Германии, начинает посещать лекции последователей Гегеля, которые вскоре производят на него огромное впечатление, и он переходит на сторону «левых» гегельянцев.

Научное наследие

М. А. Бакунин "Государственность и анархия
М. А. Бакунин “Государственность и анархия”

Михаил Александрович Бакунин являлся одним из теоретиков, который заложил основы философии анархизма как целостного миропонимания. Деятель стал самым крупным за всю историю практиком революционного народнического движения.

Отдельного внимания заслуживает книга Бакунина «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих», в которой он описывает постоянную борьбу государства и социал-революционного течения. Здесь же философ приводит аргументы к утверждению о том, что немецкая нация наиболее способна к развитию государства.

Огромный вклад деятель внёс также в развитие теории социализма, основной задачей которого он считал искоренение государств и замену их свободной общиной, организованной по принципам коммунизма. По его мнению, община должна не признавать законов.

В работе «Федерализм, социализм и антитеологизм» Бакунин излагает собственную концепцию анархизма. Автор противопоставляет государству идею феодализма и самостоятельного управления, религии — идею «антитеологизма», использованию капитализма — социализм. Книга насыщена рассуждениями на религиозную тематику. Например, философ пишет, что Бог является единым образцом тирании, а религия в целом занимается обоснованием любого проявления тирании. Бакунин доказывает, что государство обладает пагубным воздействием на личность, а закон является произволом. Ярой критике теоретик подвергал и проявление патриотизма, трактуя его как идеологию ненависти и рабства.

Во многих работах автор указывает на факт того, что способность к образованию государственности зависит от особенности культуры народов и их истории. Бакунин считал, что славяне по своей природе являются анархистами, они наделены стремлением к свободе. Германию же он называл воплощением духа централизма.

Одной из популярных книг Бакунина является произведение «Бог и государство», где он подобно своим предшественникам рассуждает над проблемой связи религии и власти. Монография ярко демонстрирует все идеи автора. В ней отражена борьба философа с социальным и экономическим неравенством, которое рождается при наделении отдельных классов привилегиями. Бакунин заявлял, что государственный капитализм нельзя совместить со свободой крестьянства.

Огромное влияние на деятельность Бакунина оказал Пьер Жозеф Прудон, который первым назвал себя анархистом. Так, Бакунина интересовала предложенная вдохновителем реформа капитализма, при которой общественными становятся средства производства без уничтожения частной собственности. Он продолжает дело Прудона, знаменитого признанием главенствующей роли в экономике мелкой собственности и отношением к общественному положению крестьян и ремесленников, что отличало его от иных теоретиков анархизма. Внимание Бакунина было заострено на предложенной предшественником денежной реформе, в ходе которой произойдёт ликвидация финансовых средств и введение бонов обмена.

Несмотря на большое внимание работам Прудона, Бакунин всё же предает огромную роль мотивам анархизма, которыми стали пафос восстания, чувство постоянной борьбы человека с общественными устоями. Он считал, что социальная революция является идеалом для адекватного развития общества, с помощью которого получится уничтожить прежние социальные институты класса и государства. По его мнению, революция должна принести государство к образованию единой федерации трудовых общин.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности