Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон — знаменитый французский деятель XVIII-XIX веков, общественный реформатор, политолог, философ. Прославился как основатель направления утопического социализма.
При жизни выпустил большое количество трактатов и монографий, посвященных философии, экономике, политике. Осуществлял активную журналистскую деятельность, также был известен как инженер.
Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон и его биография
Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон родился 17 октября 1760 года в дворянской семье. Его учителями были популярные французские учёные, в частности Жан Шерон Д’Аламбер, который преподавал философию, математику и механику. В семье часто заводился вопрос о религии, которую юноша так и не смог принять.
В 13 лет он решился сообщить своему отцу, что больше не желает принимать участие в религиозных обрядах, в результате чего был отправлен на перевоспитание в тюрьму.
Вскоре Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон становится участником специально образованного отряда для освобождения североамериканских поселений, поднявших восстание против Англии. Более 5 лет находится на поле сражения, а далее попадает в плен, из которого был освобождён только после прекращения военных действий.
Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон вел активную политическую деятельность и самостоятельно разработал проект, предлагающий соединить Атлантический и Великий океаны. Идея подверглась критике со стороны правительства Испании и не была воплощена в жизнь. В 1790 году ненадолго получил должность мэра округа, где проживал, а далее стал активно пропагандировать уничтожение привилегий дворянства, а также занимался спекуляцией, в результате которой сумел накопить достойную сумму денег.
Философ занимался изучением естественных наук, впоследствии начал поддерживать отношения с преподавателями политехнического и медицинского университетов.
Научное наследие

Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон с раннего возраста задумывался над важными социальными идеями.
Первой проблемой, над которой философ длительно рассуждал, стала слава как основная причина для совершения действий личности. Несмотря на раннюю тягу к философским размышлениям, первый труд Сен-Симона вышел только в 1802 году и носил название «Письма женевского жителя к своим современникам». Основу произведения составляет общественное требование расширенной роли искусства и науки, которые, по его мнению, были недооценены в XVIII веке. Он считает, что только наука и искусство могут дать правильное воспитание обществу. Автор пишет, что тип личности, стремящийся к войне и завоеванию, должен отойти на второй план и дать возможность реализоваться типу научному. Сен-Симон рассуждает также над проблемой труда, называя его категорическим императивом нового общества. По его мнению, общество может существовать только в том случае, если каждый человек будет прикладывать к его формированию собственные силы, то есть оно образуется не посредством власти, а исключительно самим народом, который должен чувствовать ответственность и приносить пользу окружающим. Автор считает, что XIX век станет настоящим открытием и источником целого творческого поколения, которому удастся изменить науку и искусство.
Клод Анри де Рувруа де Сен-Симон стал пропагандировать ранее неизвестную религию, которая была наделена элементами «ньютонизма». По его мнению, Бог спустился на землю в образе Ньютона, которому должно поклоняться человечество, а вместо церквей следует возводить «мавзолеи Ньютона».
В 1808 году печатается популярный трактат «Введение в научные труды XIX века», где Сен-Симон показывает иную точку зрения на науку, утверждая, что частные науки представляют собой составляющие положительной философии. Он придерживался мнения, что на момент его деятельности наука была уже достаточно развита и знания достигли такого уровня, на котором можно осуществлять их обобщение.
Известные произведения Клода Анри де Рувруа де Сен-Симона «Катехизис индустриалов» и «Новое христианство», опубликованные практически перед смертью писателя, стали обобщением его поздних политических и религиозных взглядов. В данных работах автором производится социологический анализ общества, в котором содержится характеристика его структуры и классов. Важно заметить, что в представленных поздних работах характеристика автора основана исключительно на отношении личности к процессу производства, что не наблюдалось в предыдущих его работах. Произведение «Новое христианство» становится завершением его философской и политической деятельности. В нем он приходит к признанию «божественности» морали христианства и излагает мысли о том, что только она должна управлять развитием человечества.
Позднее многие идеи учёного были подвержены критике и признаны противоречивыми и неопределёнными, так как его ранние идеи полностью противоречат концепциям, изложенным в поздних завершающих работах.