Фридрих фон Хайек
Фридрих фон Хайек является одним из ярких представителей либеральной экономической школы в XX веке в Австрии. Активная общественная деятельность прославила его имя по всему миру.
Фридрих Август фон Хайек изучал фундаментальные вопросы философии, благодаря чему сегодня на его трактаты могут опереться многие исследователи в области экономики, религии, политики, правоведения и т.д.
В 1974 году мыслитель был удостоен Нобелевской премии по экономике, а далее в 1991 ему была присвоена Президентская медаль свободы США.
Биография
Фридрих Август фон Хайек родился 8 мая 1899 года в Вене в дворянской семье врача и следователя ботаники.
С детства философ испытывал тягу к изучению природы, животных, занимался минералогией. Позднее увлечение привело к желанию изучать естественные процессы и эволюцию живых организмов.
Хайек учился в Венском университете на направлении правоведения, но при этом часто посещал лекции по психологии, экономике, политике и др. После окончания курса обучение он не завершил, стал совершенствовать знания в экономике и впоследствии получил диплом доктора экономических наук.
Основные идеи и исследования
Фридрих Август фон Хайек создал общество «Мон Пелерин», в которое входили философы, преподаватели, экономисты, филологи и др. Кружок поддерживал классический либерализм.
В своих работах мыслитель подвергал ярой критике коллективизм, существовавший в XX веке, считая, что он имеет право на существование только при поддержке государства.
Базой его экономических работ являлась теория неполноты информации. Он показал, что при наличии неполноты информации экономика с централизованным управлением полноценно функционировать не может и проигрывает рыночному типу. Хайек в работах показал, что в обществе, где основа – разделение труда, является нормой «рассеянное знание», то есть разделение некоторых сведений. Такой случай затрудняет получение информации.
В работе «Дорога к рабству» философ выдвигает мысль о том, что национал-социализм Германии и фашизм выступает развитой формой социалистического направления. Труд является удачной попыткой раскрыть глубокое противоречие, которое наблюдалось в идее социалистического контроля. Философ придерживается мнения, что социализм в качестве типа системы экономики распадется, так как не может породить нужный потом информации. Свобода – главное условие для процветания экономики страны, а значит, обеспечить нужной информацией сможет только свободный рынок.
Экономическим проблемам посвящены также следующие произведения мыслителя: «Конкуренция как процедура открытия», «Познание, конкуренция и свобода», «Частные деньги», «Индивидуализм и экономический порядок» и др.
Трудами «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма», «Право, законодательство и свобода», «Судьбы либерализма в XX веке» Хайек внес существенный вклад в политическую и социальную философию. В работах он утверждает, что преимущество среди всех обладает то общество, ядром которого является рынок, где государство необходимо для внедрения законов и правил, требующихся для адекватного функционирования рынка.
Мыслитель всегда был сторонником того, что государство и экономика не должны вмешиваться друг в друга, поскольку это грозит активным движением к изменению режима. Чем больше государство контролирует и оказывает давление на экономику, тем выше поднимается вероятность, что скоро государство перейдет на тоталитаризм. Данная позиция показывает, что Хайек выступал против кейнсианства, при котором практикуется вмешательство политических сил в экономику, позволяющее сгладить кризисы.
При этом философ анархистом не являлся. Это доказывают утверждения о том, что свобода и порядок – противоположные явления, соединяющиеся в единой сущности, и находятся в вечном равновесии.
Он поддерживал бесконтрольное ценообразование, считая, что нет смысла пытаться воздействовать на рынок с внешней стороны.
Хайек уделял внимание культуре эволюции и некоторым проблемам религии. Он считал, что ценности являются в самой малой степени человека результатами его разума и активной деятельности. Они «наследуются», «пробуются», «планируются» — данные стадии формируют систему ценностей человечества. Для него религия – важный фактор эволюции человека. Но успех может принести только та религия, которая способствует развитию экономической системы.
Собственная позиция по отношению к религии была высказана им в последнем произведении «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма». Он являлся агностиком. Считал, что люди в вере и Боге видят лишь некое обобщение устоявшихся моральных норм и ценностей, которые позволяют существовать обществу.
В труде «Исследование основ теоретической психологии» философ обращал внимание на проблему памяти, а также развивал собственные модели обучения. Так, он заложил знание о синапсе, которое впоследствии было развито в неврологии, информатике и др.