Мао Цзэдун
Биография
Китайский революционер Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в окрестности Шаошань. Его отец относился к мелким землевладельцам, за счет чего семья имела определенный достаток. Отец мальчика отличался жестким нравом, конфликты с сыном носили нередкий характер и привязанность юного Мао была в большей степени к матери, от которой он унаследовал буддизм.
Вместе с классическим образование, познакомившим его с теорией Конфуция, он одновременно приобрел любовь к чтению и отвержение философских трудов. Из-за строго нрава учителя Мао прекратил обучение в 13 лет и вернулся домой. Отец юноши был рад такому исходу, надеясь обрести помощника, но ошибся – Мао не воспринимал физический труд и уделял все время книгам.
Систематические конфликты с отцом не прекращались, одним из ярких проявлений противоречий стала организованное отцом свадьба в начале 1907 года. Молодой человек не принял невесту, и вскоре после этого события ушел из дома. После он признавался, что никогда не считал ее своей женой и не вел с ней совместную жизнь.
Несмотря на вражду с отцом, в 1910 году Мао Цзэдун для продолжения учебы потребовал у отца деньги, и тот не смог отказать – оплатил его занятия в Дуньшанской образовательной школе.
Отношения в школе не складывались, ученики враждебно относились к его внешности. Причина – непривычно высокий рост (177 см) для жителей южных регионов и простое происхождение. Но это не стало преградой для юного Мао в учебе. Он был целеустремлен и настойчив, изучил географию и увлекся трудами по истории зарубежных государств. Узнал о Наполеоне, Петре I, Руссо и Линкольне. Но главными ориентирами того времени стали работы китайских реформаторов (Л. Цичао, К. Ювэе). Конституционный монархизм, присутствовавший в их книгах, определил направление взглядов школьника.
После утверждения партии большевиков в России, Мао всецело разделяет идеи ленинизма. Он организует группы сопротивления во многих городах Китая, становится секретарем и лидером китайской компартии.
Жестоким репрессиям со стороны лидера подвергаются коллеги по партии, которые критикуют выбранную политику и не разделяют методы правления учителя и советского лидера Иосифа Сталина.
При участии Мао на неугодных фабрикуют дела, обвиняют о вхождении в шпионские организации, многих расстреливают. Когда он становится руководителем Китайской Советской Республики, то ставит перед собой цель — установить и закрепить на всей территории советский порядок.
Скончался великий революционер 9 сентября 1976 года после продолжительной болезни и двух перенесенных инфарктов. Тело бальзамировали и представили для обозрения в усыпальнице Мао.
Мао Цзэдун и маоизм
За основу управления страной при Мао был взят маоизм – комплекс теории и практики, систематизированная идеология. Основа идеологии содержалась в трех теориях. Первая принадлежала Дэн Сяопину, вторая – Цзян Цзэминю, а автором третьей был сам Мао. Так называемая концепция «новой демократии», разъясняющая принцип смешанной экономики социализма с китайской спецификой, до сих пор составляет базу идеологии современного Китая.
Теории и идеи Мао Цзэдуна закрепились в истории как «превосходные» варианты марксизма в китайской нации. Программа «новой демократии» по Мао была направлена на сплочение широких сил социальной демократии вокруг партии с руководством из коалиционного правительства. Такой процесс подразумевал раскол и изоляцию оппозиции, которая лоббировала интересы богатых, буржуазии, то есть тех, кого причисляли к врагам нации.
Программа формулировала уничтожение феодалов, переход земли из их собственности к крестьянам. При этом приоритетные роли в экономике страны планировалось отдать вновь созданному государству, которое должно было привлекать в страну иностранный капитал и способствовать развитию предпринимательства в частной форме. Все эти действия были направлены на быстрый рост потенциала экономики страны и получения статуса индустриального, аграрного и высокоразвитого государства.
«Культурная революция» 1966-1976 годов, которая, по мнению большинства проводилась с одной целью – единоличного лидерства в партии, привела к тому, в результате репрессии подверглись более пяти миллионов партийцев, зачистка рядов от неугодного режима привела к массовому вступлению в ряды «свежей» силы – в период с 1970 по 1973 год число членов КПК выросло на двенадцать миллионов человек, фанатиков и последователей культа личности Мао Цзэдуна.
После смерти Мао и завершении «культурной революции» отношение к личной роли лидера был пересмотрен. Были раскритикованы «левацкие» ошибки и аналогичные подобные идеи. Но несмотря на критику отмечалось, что заслуги бывшего лидера и вдохновителя значительные и в большей степени они преобладают над промахами, а также выделялась его значимая роль в построении социалистического общества в период революции.