Патерналистский консерватизм

Патерналистский консерватизм — это направление консерватизма, которое отражает веру в то, что общества существуют и развиваются органично и что члены в них имеют обязательства друг перед другом. Особое внимание уделяется патерналистским обязательствам привилегированных и богатых по отношению к более бедным слоям общества. В соответствии с такими принципами, как долг и иерархия, это можно рассматривать как результат традиционалистского консерватизма.

Патерналистский консерватизм действительно подчеркивает обязанности правительства на довольно широкое государственное вмешательство для обеспечения хорошей жизни для всех граждан. Это ведет к дирижистскому пути, в котором правительство рассматривается как доброжелательная отцовская фигура, ставящая цели и обеспечивающая честную игру и равные возможности, с акцентом на важность системы социальной защиты для борьбы с бедностью и поддержки перераспределения богатства наряду с государственным регулированием рынков в интересах как потребителей, так и производителей. Хотя консерваторы-патерналисты и соглашаются с государственным вмешательством, они не поддерживают ничего, что напоминало бы командную экономику.

Патерналистский консерватизм впервые возник в результате промышленной революции 19 века, которая привела к социальным беспорядкам, ужасающим условиям труда и неравенству. В Великобритании торизм единой нации премьер-министра Бенджамина Дизраэли стремился справиться с этими последствиями. В Соединенном Королевстве сохранялись правительства консерваторов одной нации Стэнли Болдуина, Невилла Чемберлена, Уинстона Черчилля и Гарольда Макмиллана. Кроме того, в 19 веке в Германии канцлер Отто фон Бисмарк основал первое современное государство всеобщего благосостояния с целью подрыва позиций социалистов путем получения поддержки рабочего класса. В рамках своей программы он проводил политику государственного обязательного страхования работников от болезней, несчастных случаев, нетрудоспособности и старости. Лео фон Каприви, другой канцлер Германии, также продвигал политику под названием «Новый курс».

Консерватизм одной нации

Консерватизм одной нации был впервые задуман консервативным премьер-министром Бенджамином Дизраэли, который представил свою политическую философию в двух романах «Сибилла, или Две нации» и «Конингсби», опубликованные в 1845 и 1844 годах соответственно. Консерватизм Дизраэли предлагал патерналистское общество с нетронутыми социальными классами, но с рабочим классом, получающим поддержку от состоятельных людей. Дизраэли подчеркивал важность социальных обязательств, а не индивидуализма, который пронизывал британское общество. Дизраэли предупреждал, что Британия разделится на две нации (богатых и бедных) в результате усиления индустриализации и неравенства. Обеспокоенный этим разделением, он поддержал меры по улучшению жизни людей для оказания социальной поддержки и защиты трудящихся классов.

Дизраэли обосновывал свои идеи верой в органическое общество, в котором различные классы имеют естественные обязательства друг перед другом. Он рассматривал общество как естественно иерархическое и подчеркивал обязательства тех, кто наверху, перед теми, кто внизу. Это было продолжением феодальной концепции noblesse oblige (положение обязывает), в которой утверждалось, что аристократия обязана быть великодушной и благородной. Для Дизраэли это означало, что правительство должно быть патерналистским. Консерватизм одной нации определяет свой подход как прагматичный и неидеологический. В признании необходимости гибкой политики консерваторы-единомышленники часто искали компромисс со своими идеологическими оппонентами ради социальной стабильности. Дизраэли обосновал свои взгляды прагматично, утверждая, что, если правящий класс станет безразличен к страданиям людей, общество станет нестабильным и социальная революция станет возможной.

Патерналистский консерватизм и его варианты

Патерналистский консерватизм в Германии

Немецкий консервативный лютеранский деятель Адольф Штекер основал Христианскую социальную рабочую партию в 1878 году, целью которой было объединить рабочих с протестантским христианством и немецкой монархией. Стокер уважал существующие социальные иерархии, но он также хотел, чтобы государство активно защищало бедных и уязвимых граждан. Стокер иногда использовал антисемитскую риторику, чтобы заручиться поддержкой, хотя и призывал сторонников проявлять христианскую любовь даже по отношению к евреям.

Канцлер Бисмарк проводил стратегию государственного строительства, направленную на то, чтобы сделать простых немцев более лояльными к стране, внедряя современное социальное государство в Германии в 1880-х годах. Бисмарк также боялся социалистической революции, поэтому он создал первое в современном мире государство всеобщего благосостояния с целью заручиться поддержкой рабочего класса, которая в противном случае могла бы достаться его социалистическим противникам.

Он принял политику государственного обязательного страхования работников для защиты от болезней, несчастных случаев, нетрудоспособности и старости в условиях, которые были названы государственным социализмом. Термин государственный социализм был придуман либеральной оппозицией Бисмарка, но позже был принят Бисмарком. Бисмарк не был социалистом и принял антисоциалистические законы. Государственный социализм Бисмарка был основан на романтической политической мысли, осуществлял программу Бисмарка по поддержке «протеста коллективизма против индивидуализма» и «национальности против космополитизма» и заявлял, что

«долг государства — поддерживать и продвигать интересы, благосостояние нации как таковой».

Кроме того, политика национализации железных дорог была установлена после объединения Германии, в результате чего перевозки перешли под контроль государства.

Патерналистский консерватизм в Канаде

Канада и Великобритания стали пристанищем для приверженцев такой идеологии как «красный торизм» или сострадательный консерватизм. Эта философия, как правило, благоприятствует общинной социальной политике при сохранении определенной финансовой дисциплины и уважения социального и политического порядка. В Канаде красный торизм встречается в провинциальных и федеральных консервативных политических партиях. История красного торизма отмечает различия в развитии политических культур Канады и Соединенных Штатов. Канадский консерватизм и американский консерватизм принципиально отличались друг от друга, в том числе их позицией по социальным вопросам и ролью правительства в обществе.

Правительства красных тори в Канаде, такие как правительства Джона А. Макдональда, Роберта Бордена, Р. Б. Беннетта и Джона Дифенбейкера, были известны тем, что поддерживали активную роль правительства в экономике. Это включало создание государственных и управляемых коронных корпораций, таких как Канадская национальная железная дорога, а также развитие и защиту канадской промышленности с помощью таких программ, как Национальная политика.

Франция

В Европе католические политические движения возникли в 19 веке как реакция на повсеместное ухудшение социальных условий и рост антиклерикальных и демократических тенденций среди ремесленников и рабочих. В нем сочетались социальные обязательства, патерналистское социальное обеспечение и авторитарное покровительство сверху с углублением народного благочестия.
Во Франции влияние этих доктрин можно увидеть в консервативном социализме Адриена Альбера Мари де Муна и Франсуа-Рене де Ла Тур дю Пин Шамбли, маркиза де Ла Шарса.

США

В Соединенных Штатах Теодор Рузвельт был главной фигурой, отождествляемой с прогрессивным консерватизмом как политической традицией. Рузвельт заявил, что он «всегда верил, что мудрый прогрессизм и мудрый консерватизм идут рука об руку». Идеи Рузвельта, такие как Новый национализм, продолжение его более ранней философии «Квадратной сделки», были охарактеризованы как патерналистские и противопоставлены индивидуалистической Новой свободе прогрессивного демократа Вудро Вильсона. Программа Вильсона на практике была описана как напоминающая более патерналистские идеи Рузвельта. Республиканская администрация президента Уильяма Говарда Тафта была прогрессивно-консервативной, и он назвал себя «сторонником прогрессивного консерватизма», а президент-республиканец Дуайт Д. Эйзенхауэр также объявил себя сторонником «прогрессивного консерватизма». Термин «республиканец Рокфеллера» использовался для описания более патерналистских и умеренных членов Республиканской партии в отличие от членов партии более идеологического характера, таких как Барри Голдуотер или Новые правые в более общем плане.

Перспективы

Правый социализм используется в качестве уничижительного термина некоторыми консервативными и праволиберальными движениями и политиками свободного рынка для описания патерналистского консерватизма, поскольку они считают, что он поддерживает патернализм и социальную солидарность в противовес коммерциализму, индивидуализму и экономике невмешательства. Они утверждают, что патерналистский консерватизм поддерживает государственную социальную иерархию и позволяет определенным людям и группам занимать более высокий статус в такой консервативной иерархии.

Однако, хотя и соглашаясь с государственным вмешательством, консерваторы-патерналисты обычно не поддерживают ничего, напоминающего командную экономику или плановую экономику, или экономику, в которой существует общественный контроль над средствами производства, что является одной из заявленных целей социализма. Экономика, которую они поддерживают, обычно похожа на экономику социальной демократии или социальную рыночную экономику.

 

Читайте также:

Национализм и национал-патриотизм

Фашизм, его разновидности и направления:

Национал-социализм (нацизм)

Неофашизм

Консерватизм, его разновидности и направления:

Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)

Латинский консерватизм

Либеральный консерватизм

Либертарианский консерватизм (фузионизм, консервативное либертарианство)

Социальный консерватизм

Христианская демократия

Патерналистский консерватизм

Сострадательный консерватизм (красный торизм)

Прогрессивный консерватизм

Культурный консерватизм

Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)

Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)

Палеоконсерватизм

Коммунизм, его разновидности и направления:

Марксизм

Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)

Сталинизм

Маоизм (китайский коммунизм)

Национал-большевизм

Социализм, его разновидности и направления:

Утопический социализм

Социал-демократия

Этический социализм

Фабианский социализм

Рыночный социализм

Либертарный социализм (анархо-социализм, социальный анархизм)

Государственный социализм

Либерализм, его разновидности и направления:

Консервативный либерализм

Неолиберализм

Социальный либерализм

Национал-либерализм

Анархизм, его разновидности и направления:

Либертарианство

Анархо-коммунизм

Анархо-примитивизм

Национал-анархизм

Панархия

Минархизм

Анархо-капитализм

Анархо-феминизм

Анархо-синдикализм (синдикализм)

Зеленый анархизм

Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)

Анархо-коллективизм

Повстанческий анархизм

Мутуализм

Геолибертарианство

Джорджизм

Левый рыночный анархизм

Анархо-монархизм

Анархо-фашизм

Синтетический анархизм

Христианский анархизм

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять