Хьюстон Стюарт Чемберлен
Биография
Будущий писатель, философ и основоположник расизма Хьюстон Стюарт Чемберлен появился на свет 9 сентября 1855 года в английском графстве Гемпшир, в аристократичной семье адмирала. Мать вскоре умерла, а Хьюстона и двоих его старших братьев воспитывали бабушка и тётушка. Впрочем, уже через год мальчиков отправили на обучение в престижный французский лицей. Там они провели 10 лет своей жизни. По возвращении на родину в 1866 году, Хьюстон был определён отцом в Челтемский колледж-интернат, где готовили армейских и морских офицеров. Однако через 3 года Чемберлена отчислили. Его здоровье не выдерживало суровых нагрузок и строгого распорядка заведения.
Уже тогда Хьюстон ощущал себя чужим в Англии и совершенно не разделял взглядов британского общества. У него появилось желание посмотреть мир, и следующие 10 лет он провёл в путешествиях по Европе. В тот период времени огромное влияние на формирование мировоззрения Чемберлена оказал немецкий ботаник и религиозный деятель Отто Кунце. Именно он привил юноше интерес к естествознанию, философии и вкус к классической европейской литературе. В 1879 году Хьюстон поселился в Швейцарии и поступил в Женевский университет. В 1881 году, получив степень бакалавра по ботанике, он начал работать над докторской диссертацией. Однако в 1884 году, на фоне личных переживаний и неудач с экспериментами, у него произошёл нервный срыв, за которым последовал продолжительный перерыв в научной работе.
Следует отметить, что Хьюстон Чемберлен очень симпатизировал Германии и являлся поклонником всего немецкого. Так, обучаясь философии в Дрездене, он проникся творчеством Вагнера, начал публиковать хвалебные статьи о нём, постепенно сблизился с его семьёй и даже женился на дочери прославленного композитора. Когда началась Первая мировая война, Хьюстон безоговорочно принял сторону немцев и активно критиковал позицию англичан в прессе, за что получил на родине унизительную кличку «британский перевёртыш». В 1917 году Чемберлен вступил в ряды Немецкой отечественной партии. Идеи, которые он выдвигал и описывал в своих произведениях позднее формировали мировоззрение Адольфа Гитлера и находили своё воплощение в его политике.
Умер Хьюстон Стюарт Чемберлен 9 января 1927 года в Баварии, в возрасте 71 года, оставив после себя множество сочинений, наиболее значимыми из которых принято считать «Основания XIX столетия» (1899 г.), «Явление Христа» (1907 г.), «Арийское миросозерцание» (1913 г.), «Евреи, их происхождение и причины влияния в Европе» и т.д.
Хьюстон Стюарт Чемберлен и его философия
Чтобы понять, чем жил Хьюстон Стюарт Чемберлен и какие у него были взгляды на жизнь, достаточно прочесть его скандально известное сочинение «Основания XIX столетия». На страницах этой книги учёный размышляет о том, из чего состоит европейская культура, и выделяет 5 ключевых элементов:
- — древнегреческое искусство;
- — древнеримская государственная и правовая система;
- — протестантизм;
- — созидательный тевтонский дух;
- — деструктивное влияние иудеев.
Он искренне восхищался греками и тем наследием, которое они оставили потомкам, но ещё большую симпатию питал к Риму и созданной римлянами Империи. Ведь даже её распад имел особое значение для формирования человеческой цивилизации. Падение Рима изменило сферы мирового влияния, значительно сместив их на запад. Однако главный недостаток Римской Империи заключался, по мнению Чемберлена, в многообразии национальностей и рас. Единственным народом, который смог в условиях этого многообразия сохранить чистоту своей крови, были евреи. Этим и обусловлено их разрушительное мировое господство, противостоять которому призваны арийцы. Чтобы это противостояние было успешным, немцы должны возродить новый германский мир и смело вступить в жестокую борьбу, целью которой названо нравственное спасение человечества.
Главной идеей Хьюстона Стюарта Чемберлена было исключительное превосходство арийцев над всеми остальными народами и особенно над евреями. Этой «высокой» мыслью он оправдывал необходимость уничтожения иудеев. По его мнению, арии являлись «сверхлюдьми», которые стояли у истоков цивилизации, дали этому миру все возможные блага, совершили великие открытия, а потому имеют полное право на абсолютное господство.
Религиозные взгляды Хьюстона Стюарта Чемберлена
Как ни странно, Чемберлен считал себя христианином. Однако его нельзя было назвать верующим человеком в традиционном понимании этого слова. Все его религиозные взгляды и чувства базировались на ненависти к евреям. Например, Хьюстон считал рождение Иисуса Христа важнейшим событием в истории человечества. Но при этом утверждал, что Мессия не мог быть евреем, напротив, он являлся чистокровным арийцем, а Библия просто искажает факты. Эта точка зрения подробно изложена в книге «Явление Христа».
Следует отметить, что все труды Хьюстона Чемберлена, активно восхвалявшиеся в Германии, откровенно высмеивались на его родине, в Англии. А американский президент Теодор Рузвельт даже считал его теории проявлением сумасшествия и утверждал, что они могут вдохновить лишь психически нездоровых людей. Тем не менее это не помешало идеологам Третьего рейха взять сочинения Чемберлена за основу националистических доктрин.