Левый рыночный анархизм представляет собой соединение анархо-индивидуализма, левого либертарианства, анархо-социализма и других политических философий. Экономическая теория этой идеологии подчеркивает ценность радикально свободного рынка и отличается от общей концепции, которую эти либертарианцы считают пронизанной государственниками и капиталистическими привилегиями.
Сторонники этого подхода отличаются от правых либертарианцев и решительно поддерживают классические либеральные идеи о частной собственности и свободном рынке, считая, что эти идеи, доведенные до логических выводов, поддержат антикапиталистические, антикорпоративные, антииерархические и про-трудовые позиции в экономике; антиимпериализм во внешней политике; радикальные взгляды на социокультурные проблемы.
Родословная левого рыночного анархизма, иногда с надписью рыночного или свободно-рыночного левого либертарианства совпадает в значительной степени с тем, что Штайнер–Валлентайн назвали истоками левого либертарианства. Левое либертарианство уходит своими корнями в 19 век, в мутуализм и в работы таких деятелей, как Густав де Молинари, Бенджамин Такер и другие. Несколько левых рыночных анархистов восходят к Мюррею Ротбарду. Отношения между либертарианцами и левыми процветали в 1960-х годах, закладывая основу для современного левого рыночного анархизма.
Левый рыночный анархизм отождествляется с левым либертарианством, позицией, которая называет несколько связанных, но различных подходов к политике, обществу, культуре, политической и социальной теории, подчеркивая как индивидуальную свободу, так и социальную справедливость. В отличие от правых либертарианцев, левые либертарианцы утверждают, что все природные ресурсы, такие как земля, нефть и золото должны быть подведены под некую эгалитарную основу, либо бесхозный или коллективный тип собственности. Те левые либертарианцы, которые поддерживают частную собственность, делают это при условии, что компенсация за пользование будет предложена местному или глобальному сообществу.
История
Мютюэлизм и левый рыночный анархизм
Мютюэлизм возник в английских и французских рабочих движениях 18 века, прежде чем принять анархистскую форму, связанную с Пьером-Жозефом Прудоном во Франции и другими в Соединенных Штатах. Прудон предложил спонтанный порядок, при котором организация возникает без центральной власти, «позитивную анархию», где порядок возникает, когда каждый делает «то, что он хочет, и только то, что он хочет» и где «только деловые операции создают социальный порядок».
Прудон проводил различие между идеальными политическими возможностями и практическим управлением. По этой причине, в отличие от некоторых его теоретических утверждений относительно окончательного стихийного самоуправления, Прудон активно участвовал во французской парламентской политике и вступил в союз не с анархистскими, а скорее с социалистическими фракциями рабочих движений, и в дополнение к защите охраняемых государством уставов для кооперативов, принадлежащих рабочим, он также продвигал определенные схемы национализации во время своей государственной службы.
Мютюэлизм связан со взаимностью, свободной ассоциацией, добровольным контрактом, федерацией, кредитной и валютной реформой. По словам американского специалиста по взаимному сотрудничеству Уильяма Батчелдера Грина, каждый работник в системе взаимного сотрудничества будет получать «справедливую и точную оплату за свою работу; услуги, эквивалентные по стоимости, могут быть обменены на услуги, эквивалентные по стоимости, без прибыли или скидки». Мютюэлизм был ретроспективно охарактеризован как идеологически расположенный между индивидуалистической и коллективистской формами анархизма. Прудон впервые охарактеризовал свою цель как «третью форму общества, синтез коммунизма и собственности».
Индивидуалистический анархизм в Соединенных Штатах
Американский индивидуалист-анархист Бенджамин Такер идентифицировал себя как социалист и утверждал, что ликвидация того, что он назвал четырьмя монополиями — монополией на землю, денежной и банковской монополией, монопольными полномочиями, предоставляемыми патентами, и квазимонополистическими эффектами тарифов, подорвет власть богатых и крупного бизнеса, сделав возможным широкое владение собственностью и более высокие доходы для простых людей при минимизации власти потенциальных боссов и достижении социалистических целей без действий государства. Такер влиял и взаимодействовал с современниками-анархистами, включая Лизандера Спунера, Вольтерин де Клер, Дайера Д. Лама и Уильяма Б. Грина, которые различными способами повлияли на последующее леволибертарианское мышление. Согласно историку Джеймсу Дж. Мартину, анархисты-индивидуалисты были социалистами, чья поддержка трудовой теории стоимости сделала их либертарианскую социалистическую форму взаимности социалистической альтернативой свободному рынку как капитализму, так и марксизму.
Ротбард утверждал, что индивидуалистический анархизм отличается от анархо-капитализма и других капиталистических теорий тем, что индивидуалистические анархисты сохраняют трудовую теорию стоимости и социалистические доктрины. Основоположник современного американского рыночно-ориентированного либертарианства, экономист австрийской школы Мюррей Ротбард, изначально был ярым сторонником старых правых, особенно из-за их общей оппозиции войне и империализму.
Работая с другими радикалами, такими как Рональд Радош и Карл Хесс, Ротбард утверждал, что консенсусный взгляд на американскую экономическую историю, согласно которому благотворное правительство использовало свою власть для противодействия корпоративному хищничеству, в корне ошибочен. Скорее, утверждал он, государственное вмешательство в экономику в значительной степени принесло пользу состоявшимся игрокам за счет маргинализированных групп, в ущерб как свободе, так и равенству. Более того, период барона-разбойника, приветствуемый правыми и презираемый левыми как расцвет невмешательства, не характеризовался невмешательством вообще, но на самом деле это было время огромных государственных привилегий, предоставляемых капиталу. В тандеме с его акцентом на тесную связь между государством и корпоративной властью, он защищал захват корпораций, зависящих от дотаций государства. В то время как сам Ротбард в конечном счете порвал с левыми, объединившись вместо этого с растущим палеоконсервативным движением, этот альянс заложил основу для современного рыночного анархизма левого крыла.
Антикапиталистическое либертарианство было доминирующей формой либертарианства в Соединенных Штатах на протяжении большей части 19-го века и в начале 20-го века, но оно пришло в упадок с середины до конца 20-го века, хотя в последнее время оно вызвало новый интерес в начале 21-го века.
Зимний выпуск Журнала либертарианских исследований 2006 года, опубликованный Институтом Мизеса, был посвящен обзорам исследований Кевина Карсона в области взаимной политической экономии. Опираясь на работу Ротбарда во время его союза с левыми и на мысли Гесса, некоторые мыслители, связанные с рыночно-ориентированным либертарианством, все чаще отождествляли себя с левыми по целому ряду вопросов, включая противодействие войне, корпоративным олигополиям и государственно-корпоративным партнерствам, а также близость к культурному либерализму. Одной из разновидностей такого рода либертарианства был возрождающийся мютюэлизм, включающий современные экономические идеи, такие как теория предельной полезности. Исследования Кевина Карсона в области взаимной политической экономии, впервые опубликованная в 2006 году, помогла стимулировать рост мютюэлизма нового стиля, сформулировав версию трудовой теории стоимости, включающую идеи, заимствованные из австрийской экономики.
В то время как другие ориентированные на рынок левые либертарианцы отказались принять взаимные взгляды на недвижимость, они разделяют лево-либертарианскую оппозицию корпоративной иерархии и концентрации богатства. Эти левые либертарианцы уделяли особое внимание формулированию и защите либертарианской теории классов и классовых конфликтов, хотя значительная работа в этой области была проделана либертарианцами других убеждений. Альянс либертарианских левых — это леворадикальная рыночная анархистская организация, которая включает в себя многотендентную коалицию агористов, геолибертарианцев, зеленые либертарианцев, минархистов, мютюэлистов.
Левый рыночный анархизм в 21 веке
Свободное рыночное движение — это горизонтально организованный коллектив людей, которые формируют временный рынок, основанный на альтернативной экономике подарков. Движение стремится активно противодействовать капитализму, создавая положительный пример, чтобы бросить вызов мифам о дефиците и конкуренции. Название — игра слов, поскольку это переосмысление свободного рынка, термин, который обычно относится к экономике потребления, регулируемой спросом и предложением.
Кевин Карсон
Кевин Карсон описывает свою политику как «внешнюю границу как либертарианства свободного рынка, так и социализма». Он определил работы Бенджамина Такера, Томаса Ходжскина, Ральфа Борсоди, Пола Гудмана, Льюиса Мамфорда, Элинор Остром, Петра Кропоткина и Ивана Ильича, как источники вдохновения для своего подхода к политике и экономике. В дополнение к монополиям «большой четверки» индивидуалиста-анархиста Бенджамина Такера (земля, деньги, тарифы и патенты), Карсон утверждает, что государство также передало богатство богатым путем субсидирования организационной централизации в форме субсидий на транспорт и связь. Он считает, что Такер упустил из виду этот вопрос из-за того, что Такер сосредоточился на отдельных рыночных сделках, в то время как Карсон также сосредоточен на организационных вопросах. Теоретические разделы исследований в области взаимной политической экономии представлены как попытка интегрировать маржиналистскую критику в трудовую теорию стоимости.
Карсон также очень критически относился к интеллектуальной собственности. Основное внимание в его последней работе было уделено децентрализованному производству, неформальной экономике и экономике домашних хозяйств. В ответ на утверждения о том, что он неправильно использует термин «капитализм», Карсон говорит, что он намеренно решил воскресить то, что он называет старым определением термина, чтобы «подчеркнуть свою точку зрения». Он утверждает, что
«термин «капитализм», как он первоначально использовался, относился не к свободному рынку, а к типу государственнической классовой системы, в которой капиталисты контролировали государство, а государство вмешивалось в рынок от их имени».
Карсон считает, что
«капитализм, возникший как новое классовое общество непосредственно из старого классового общества Средневековья, был основан на акте грабежа, столь же массовом, как и более раннее феодальное завоевание земли. Оно до сих пор поддерживается постоянным вмешательством государства для защиты своей системы привилегий, без которой ее выживание немыслимо».
Карсон утверждает, что в действительно свободной системе, способность извлекать прибыль из труда и капитала была бы незначительной. Карсон ввел уничижительный термин «вульгарное либертарианство» — фраза, описывающая использование риторики свободного рынка в защиту корпоративного капитализма и экономического неравенства. По словам Карсона, это происходит от термина «вульгарная политическая экономия», фразы, которую Карл Маркс описал как экономический порядок, который
«намеренно становится все более извиняющимся и предпринимает энергичные попытки покончить с существованием идей, которые содержат противоречия [существующие в экономической жизни]».
Такериты
Бенджамин Такер первоначально придерживался идеи собственности на землю, связанной с мютюэлизмом, который не предполагает, что это создает собственность на землю, а скорее утверждает, что, когда люди обычно используют данную землю и в некоторых вариантах товары, другие люди должны уважать это использование или владение. В отличие от собственности, право собственности больше не признается, когда это использование прекращается. При мютюэлизме не было бы рынка земли, которая не используется. Теория мютюэлизма гласит, что прекращение использования или занятия земли возвращает ее в общее достояние или в состояние, которым никто не владеет, и делает ее доступной для всех, кто желает ее использовать. Позже Такер отказался от теории естественных прав и утверждал, что право собственности на землю законно передается силой, если иное не оговорено контрактами:
«Единственное право человека на землю — это его власть над ней. Если его сосед сильнее его и отнимает у него землю, то земля принадлежит его соседу, пока последний не будет лишен еще более могущественным».
Он ожидал, что отдельные лица придут к пониманию того, что «размещение и использование» является «в целом заслуживающим доверия руководящим принципом действий» и что отдельные лица, скорее всего, согласятся с политикой размещения и использования.
Ротбардианцы
Классический либерал Джон Локк утверждает, что поскольку люди применяют свой труд к ресурсам, которыми не владеют, они делают эти ресурсы своей собственностью. По Локку, есть только два законных способа, которыми люди могут приобрести новую собственность, а именно, смешивая свой труд с неиспользуемыми ресурсами или путем добровольной торговли созданными товарами. В соответствии с философией Локка, ротбардианские анархисты свободного рынка считают, что собственность может возникнуть только в результате труда и что ее собственность может законно измениться только в результате обмена или дарения. Они выводят этот «принцип усадьбы» от того, что они называют принципом самопринадлежности. Несмотря на то, что в условии, которое гласит, что получатель собственности оставил «достаточное количество и того же самого качества ресурса для общего пользования других», Мюррей Ротбард не согласен с этим условием, полагая вместо этого, что индивид может изначально присвоить столько, сколько он хочет за счет применения своего труда и имущества, полученного таким путем. Этот подход назван неолокковским.
Анархо-капиталисты считают, что это согласуется с их оппозицией по инициаторскому присвоению, поскольку только земля, которая еще не принадлежит, может быть взята без компенсации. Если что-то не принадлежит никому, нет человека, против которого первоначальный присваиватель инициирует присвоение. Они не думают, что требование и само по себе может создать собственность, а скорее, что применение своего труда к объекту, не находящемуся в собственности, как, например, начало обработки земли, не находящейся в собственности. Они принимают добровольные формы общей собственности, то есть собственность, доступ к которой открыт для всех лиц.
Сэмюэл Эдвард Конкин, основатель агоризма и Движения либертарианских левых, также был ротбардианцем и считается видной фигурой в современном леволиберальном движении в Соединенных Штатах. Конкин считал себя левее Ротбарда.
Левый рыночный анархизм: теория
Утверждая, что огромные различия в богатстве и социальном влиянии являются результатом применения силы и особенно государственной власти для кражи и захвата природных ресурсов, а также приобретения и сохранения особых привилегий, представители этой мысли обычно призывают к упразднению государства. Они считают, что в обществе без гражданства, виды привилегий, гарантируемых государством, будут отсутствовать, а несправедливость, совершаемая или допускаемая государством, может быть исправлена. Эти левые либертарианцы отвергают «то, что критики называют «атомистическим индивидуализмом». Они утверждают, что «именно мы коллективно решаем, кто контролирует средства производства», что ведет к «обществу, в котором свободное, добровольное и мирное сотрудничество в конечном счете контролирует средства производства на благо всех людей».
Гэри Шартье присоединился Кевину Карсону, Чарльзу У. Джонсону и другим (вторя языку Стивена Перла Эндрюса, Уильяма Батчелдера Грина, Пьера-Жозефа Прудона, Лисандра Спунера, Бенджамина Такера) в том, что из-за своего наследия, его освободительных целей и потенциала, радикальный рыночный анархизм должен увидеть его сторонников и других в рамках социалистической традиции и что рыночные анархисты могут и должны называть себя социалистами.
Культурная политика
Принимая знакомые либертарианские взгляды, включая отрицание нарушений гражданских свобод, контроля над оружием, империализма и войны, левые либертарианцы чаще, чем большинство идентифицирующих себя либертарианцами, чтобы занять более отчетливые левые позиции по вопросам экологизма, феминизма, иммиграции, империализма, расы, сексуальности и войны. Современные левые либертарианцы свободного рынка проявляют заметно больше симпатии, чем американские либертарианцы мейнстрима или палеолибертарианцы по отношению к различным культурным движениям, которые бросают вызов неправительственным отношениям власти. Левые либертарианцы, такие как Лонг и Джонсон, призвали к восстановлению союза 19-го века с либертарианским феминизмом и радикальным либерализмом.
Левый рыночный анархизм и трудовые права
Существует также тенденция поддерживать трудовую борьбу. Кевин Карсон высоко оценил слияние индивидуалистической экономики с радикальным трудовым активизмом как «творческое». Родерик Т. Лонг является сторонником «укрепления солидарности трудящихся». С одной стороны, это означает формальную организацию, включая объединение в профсоюзы, но это не о преобладающей модели
«деловых союзов», […] а о реальных профсоюзах, старомодных, приверженных рабочему классу, а не только членам профсоюза, и заинтересованных в автономии работников, а не в покровительстве правительства».
Левый рыночный анархизм и имущественные права
У левого рыночного анархизма нет строгого соглашения о том, что представляет собой законные права собственности. Были выдвинуты аргументы в пользу джорджистского, усадебного, локковского, взаимного, неолокковского и утилитарного подходов к определению законных требований к собственности. Эти расхождения устраняются с помощью механизмов обсуждения, таких как полицентрический закон. Они также признают важность собственности, находящейся в совместном владении и управлении, как способа сохранения общих благ.
Внутренние споры и взгляды на собственность
Левые рыночные анархисты высказывают различные взгляды относительно пути ликвидации государства. Эта ветвь левого либертарианства, как правило, уходит корнями либо в экономику мютюэлизма, концептуализированную Пьером-Джозефом Прудоном, американским индивидуалистическим анархизмом, либо в левую интерпретацию или расширение мысли Мюррея Ротбарда.
Некоторые из этих либертарианцев следуют Ротбарду и другим теоретикам естественных прав и ссылаются на аксиому ненападения в качестве основы своих экономических систем, в то время как другие следуют Дэвиду Д. Фридману и основывают ее на последовательных этических теориях. Эти либертарианцы левого ротбардизма рассматривают право частной собственности как индивидуальное естественное право, вытекающее из первичного права собственности на себя. Как и Ротбард, они одобряют использование любой тактики для создания рыночной анархии до тех пор, пока это не противоречит их либертарианским моральным принципам.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (фузионизм, консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Сострадательный консерватизм (красный торизм)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Неомарксизм
Автономистский марксизм
Ситуационизм
Фрейдо-марксизм
Социализм, его разновидности и направления:
Этический социализм
Фабианский социализм
Социал-анархизм (анархо-социализм, либертарианский социализм)
Государственный социализм
Либерализм, его разновидности и направления:
Анархизм, его разновидности и направления:
Либертарианство
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
Левый рыночный анархизм
Либертарианский муниципализм
Партиципизм
Демократический конфедерализм
Автономизм