Мюррей Ротбард
Известный американский философ, экономист австрийской школы, политик-теоретик, основатель и идейный вдохновитель анархо-капитализма Мюррей Ротбард появился на свет 2 марта 1926 года в городе Бронкс, в семье еврейских эмигрантов.
Получив среднее образование в частной школе Нью-Йорка, Мюррей поступил в Колумбийский университет. В 1945 году он стал бакалавром по математике, а в 1956 году удостоился степени доктора экономических наук. Несмотря на то, что его родители, соседи и друзья придерживались преимущественно коммунистических взглядов, Мюррей не разделял их. Огромное влияние на его мировоззрение оказал философ Фрэнк Ходоров, благодаря которому Ротбард познакомился с трудами по экономике австрийского учёного Людвига фон Мизеса. Постепенно молодой человек проникся изложенными там идеями и обратил на себя внимание предпринимателя Уильяма Волкера.
В рамках деятельности его благотворительного фонда, Ротбард занял должность главного аналитика и написал учебник «Человек, экономика, государство». После прекращения деятельности фонда, учёный преподавал экономику в Бруклинском политехническом институте, частичная занятость в котором позволяла ему активно заниматься политикой. В 1976 году предприимчивый экономист основал Центр либертарианских исследований, а в 1977 году начал выпускать одноимённый журнал. В 1982 году совместно со своими единомышленниками он учредил Институт Людвига фон Мизеса в штате Алабама, где заведовал экономическими вопросами.
Мюррей Ротбард скончался 7 января 1995 года в возрасте 68 лет. Причиной смерти послужил сердечный приступ. С тех пор прошло уже много времени, но многочисленные статьи и научные труды этого удивительного человека до сих пор актуальны и являются бесценными пособиями для тех, кто изучает историю, экономику или политическую теорию. В числе наиболее значимых работ необходимо отметить такие сочинения, как «Великая депрессия в Америке», «Власть и рынок. Государство и экономика», «Тайна банковского дела», «К новой свободе. Либертарианский манифест», «Этика Свободы» и многие другие.
Мюррей Ротбард и его взгляды
Мюррей Ротбард был убеждённым анархистом. Он открыто выступал за свободное развитие общества, невмешательство государства в сферу экономики и неприкосновенность частного предпринимательства. Благодаря ему появился термин «анархо-капитализм». Отныне так называлось политическое движение, выступающее за упразднение государства и других механизмов принуждения широких масс в пользу сохранения суверенитета отдельно взятых личностей.
Выражая протест против какого-либо вмешательства в дела других стран и урегулирования внутренних конфликтов посредством применения насилия, Ротбард прослыл истинным пацифистом.
Мюррей также не боялся отвергать все то, что его современники считали аксиомой. Например, он не одобрял частичное резервирование банками личных денежных вкладов, а также всю работу банковской системы в целом. Вместо этого Ротбард пытался создать и предложить обществу новые экономические модели, опираясь на праксеологию — свод знаний об эффективной практической деятельности человека.
Философия
Как истинный последователь революционной экономической школы, этот учёный отказывался применять традиционный научный метод изучения экономики посредством анализа статистических данных. Он отдавал предпочтение поиску неизменных логических законов, не нуждающихся в доказательствах. Несмотря на то, что учение Ротбарда вызывало споры в научных кругах, его последователь Ханс-Герман Хоппе считал своего наставника достойным Нобелевской премии.
Однако в вопросах этики, Мюррей расходился во взглядах даже со своим кумиром, австрийским идеологом Мизесом, считая, что соблюдение естественных человеческих прав намного важнее принципа утилитаризма, определяющего ценность того или иного поступка его полезностью для всех участников отношений.
Пытаясь создать для своей модели свободного рынка некое правовое обоснование, Ротбард ввёл в употребление термин «самопринадлежность» или «суверенитет личности», согласно которому каждый индивидуум является неприкосновенным и может самостоятельно распоряжаться собственным телом и судьбой.
Тем не менее, несмотря на свои свободные анархические взгляды, Ротбард выступал против феминизма и любого другого движения, борющегося за права людей. Он полагал, что подобный «активизм» лишь провоцирует государство на принятие более суровых законов и ограничений. Мюррей вовсе призывал отменить антидискриминационный Акт о гражданских правах и настаивал на отмене требования по совместному обучению чёрных и белых детей.
Противоречивость его натуры хорошо видна на страницах книги «Этика свободы», где Ротбард осуждает всякое принуждение и даже содержание подозреваемых в совершении преступлений под стражей, но одновременно допускает применение физических пыток к лицам, пойманным с поличным. Однако данный факт никак не уменьшает его гениальности и того огромного вклада, который Мюррей Ротбард внёс в развитие американской философии и политической теории ХХ века.