Роберт Нозик
Будущий знаменитый американский философ Роберт Нозик появился на свет 16 ноября 1938 года в городе Бруклин, в простой еврейской семье. Его родители эмигрировали из России и занимались мелким предпринимательством.
Закончив среднее образование в одной из бруклинских школ, Роберт поступил в колледж при Колумбийском университете, где его наставником стал известный учёный, профессор Сидней Моргенбессер. В 1959 году, получив степень бакалавра, Нозик перешёл в Пристонский университет и уже в 1963 году защитил докторскую диссертацию по философии. Свою карьеру Роберт Нозик начал ещё в 50-х годах прошлого столетия, вступив в ряды Социалистической партии Америки, развивал молодёжную партийную ячейку, в дальнейшем получившую название «Студенты за демократическое общество».
Однако впоследствии его политические взгляды сильно изменились, и он примкнул к либералам.
23 января 2002 года выдающийся учёный и профессор Гарвардского университета, автор популярных книг «Анархия, государство и утопия», «Природа рациональности», «Почему интеллектуалам не нравится капитализм» и т.д., Роберт Нозик скончался в возрасте 63 лет от рака желудка. Однако, он продолжает жить и увлекать за собой многочисленных последователей своими удивительными мыслями и прогрессивными идеями.
Роберт Нозик и его философия
Роберт Нозик по праву считается главным теоретиком и идеологом либертарианского движения XX столетия. Основные принципы его мировоззрения описаны в упомянутом выше труде «Анархия, государство и утопия», за который он даже получил Национальную книжную премию.
Итак, на страницах этого издания Роберт прямо высказывает своё отношение к такому явлению, как государство, называя его аморальным и обвиняя в нарушении прав человека. Однако, полностью отказаться от этого механизма принуждения невозможно. И, размышляя в первой части книги о жизни людей в их естественном состоянии, то есть вне государства, Нозик все же приходит к мысли о необходимости формирования некоей минимальной системы управления, выполняющей функцию защиты свободы и имущества граждан.
Во второй части работы, Роберт Нозик явно оспаривает трактат своего главного оппонента, философа Джона Ролза под названием «Теория справедливости». По мнению учёного, при распределении благ в обществе нельзя ставить во главу угла интересы незащищённых слоёв населения — малоимущих, инвалидов и т.д. Применение прогрессивной шкалы налогообложения, существование большого количества льгот и искусственная «уравниловка» не способствуют развитию человеческого общества, а лишь делают его максимально удобным для наиболее уязвимых категорий. Гораздо более удобным, чем равноправное общество. В качестве здравой альтернативы Нозик предлагает распределять блага и ресурсы естественным путём, основываясь на титулах собственности, то есть непосредственных имущественных правах, которые возникают в следующих случаях:
- если человек нашёл никому не принадлежащую вещь и решил её присвоить;
- если тот или иной предмет был передан в дар;
- если конкретное благо было получено только 1 или 2 способом.
В третьей части своего сочинения Нозик размышляет о том, возможно ли применение его теории на практике и выводит принципиально новое определение — утопия-рамка. То есть, если обычная утопия представляет собой некую идеализированную модель общества, то утопия-рамка — это такое устройство социума, в котором число стандартных утопий будет не ограничено, и каждый индивид сможет примкнуть к той малой группе, в которой ему будет максимально комфортно.
Таким образом, можно сделать вывод, что минимальное государство (минархия) по Нозику это и есть утопия-рамка, защищающая всё многообразие сообществ и различных течений и обеспечивающая свободную конкуренцию отдельно взятых личностей.
Актуальность учения
В научных кругах до сих пор не смолкают споры на тему объективности философии Нозика. Многие специалисты сравнивают предложенную модель общества с моделью капиталистической рыночной экономики. Однако сложно представить, как это работало бы на практике, ведь на данный момент в современном мире нет ни одного минимального государства.
Кроме того, весьма спорным является описанный философом принцип компенсации. В соответствии с ним, каждый человек, который хочет нарушить права другого индивида, имеет право это сделать, при условии, что он готов в будущем компенсировать причинённые им неудобства, а также моральный и физический ущерб. Внедрение подобного принципа, по мнению экспертов, ставит под удар соблюдение принятых в современном обществе морально-этических и нравственных норм.
Другие работы Роберта Нозика
Следует отметить, что этот учёный уделял огромное количество времени изучению всевозможных аспектов человеческой личности. Об этом свидетельствует разносторонняя направленность его сочинений.
В конце 80-х годов Роберт увлёкся осмыслением существующей действительности, любви, смерти, веры в Бога и цели бытия. В какой-то момент, он почти отверг принципы либертарианства, которых придерживался, и признал некоторые преимущества коллективизма и социализма. Так на свет появилась книга под названием «Исследуемая жизнь». Конечно же, Нозик остался либертарианцем, просто его взгляды немного дополнились и эволюционировали.
В 1993 году в свет выходит сочинение «Природа рациональности», на страницах которого описывается процесс принятия решений на основе теории практического разума.
Пытаясь объединить в единое целое размышления о правах животных, Австрийской экономической школе и творчестве писательницы Айн Рэнд, в 1997 году Нозик выпускает «Сократические заметки».
Его последней работой стала книга «Инварианты», выпущенная в 2001 году и раскрывающая взаимосвязь физических и биологических законов с понятием необходимости и моральных ценностей.