Истоки
Анархо-капитализм впервые появился в 1970-х и 1980-х годах, отчасти из-за растущей критики на Западе государственного регулирования капитализма и возрождения интереса к экономике свободного рынка.
Тесно связанный с либертарианством, но отличающийся от него, анархо-капитализм отстаивался американскими экономистами Мюрреем Ротбардом и Дэвидом Фридманом. Ротбард впервые использовал термин «анархо-капитализм» для классификации своих собственных идей и утверждал, что они основаны на трех конкретных идеологических традициях — 19-й век классического либерализма, 19-й век американского индивидуалистического анархизма и 20-х годов ХХ века австрийской школы экономики.
Анархо-капитализм о государстве
По мнению анархо-капиталистов, государство должно быть уничтожено по двум основным причинам.
- Во-первых, государственное вмешательство (например, в форме государственного регулирования и создания государственных/частных монополий) угрожает экономической свободе, эффективности и конкуренции. Профсоюзы также рассматриваются как основные препятствия на пути свободной игры рыночных сил. Следовательно, все государственные функции должны быть переданы свободному рынку.
- Во-вторых, государство не может ограничивать индивидуальную автономию или суверенитет. В частности, государственное налогообложение нарушает право человека на частную собственность, лишая человека части вознаграждения за труд человека и, таким образом, представляет собой форму институционализированного воровства.
Предложение
Вместо этого анархо-капиталисты призывают к совершенно нерегулируемой свободной рыночной капиталистической экономике на том основании, что она является наиболее эффективным механизмом поставки и распределения товаров, услуг и частной собственности. Они также утверждают, что неограниченный свободный рынок обеспечивает конкуренцию, которая вынуждает поставщиков держать цены на низком уровне, предлагать высококачественный продукт или услугу и реагировать на потребительский спрос.
Кроме того, анархо-капиталисты утверждают, что такое экономическое устройство предлагает стимулы и способствует росту и инновациям. Все товары и услуги, включая здравоохранение, образование, правоохранительную деятельность, санитарию и судебную систему, будут предоставляться свободным рынком на основе получения прибыли. Монопольные компании в конечном итоге поддадутся свободной конкуренции, а частная благотворительность будет обслуживать обездоленные группы (например, пожилых людей и безработных), потому что в прошлом государственное обеспечение было расточительным и легко эксплуатировалось.
Анархо-капитализм и индивидуализм
С анархо-капиталистической точки зрения люди являются рациональными, конкурентоспособными и стяжательскими экономическими животными, которые «владеют» собой. Ротбард называет автономную природу индивида «принципом самообладания». Для Фридмана люди мотивированы работать над приобретением частной собственности, потому что у них есть врожденное чувство права. Для людей естественно действовать корыстно и, в частности, участвовать в свободных и корыстных экономических отношениях. Ротбард отвергает критику о том, что личный интерес человека в экономической сфере есть не что иное, как жадность. Такое поведение, утверждает он, просто пытается «облегчить природный дефицит, с которым человек родился», и, в свою очередь, это дает капитализму стимулы и динамизм.
Анархо-капиталисты представляют себе конкурентное, иерархическое, почти социальное дарвиновское общество, где богатые и могущественные получают наибольшую выгоду, а самые слабые борются. Тем не менее, анархо-капитализм утверждает, что свободная конкуренция установит некоторую форму социального баланса и стабильности, потому что люди будут иметь очевидный интерес в предотвращении беспорядка. Таким образом, анархо-капиталистическое социальное видение представляет собой чрезвычайно индивидуалистический мир, движимый рациональным стремлением к просвещенному эгоизму в рамках системы свободного рынка. Как признает Ротбард, результирующая сущность, возможно, более точно описывается как совокупность взаимодействующих индивидуумов, а не общество.
Читайте также:
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Либертарианский консерватизм (консервативное либертарианство)
Христианская демократия
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Прагматичный консерватизм
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Либертарный социализм (анархо-социализм, социальный анархизм)
Либерализм, его разновидности и направления:
Культурный либерализм
Анархизм, его разновидности и направления:
Анархо-капитализм
Анархо-синдикализм (синдикализм)
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)