Ханс-Херман Хоппе
Ханс-Херман Хоппе — экономист, философ, последователь австрийской школы экономики. Анархический консерватор, приверженец анархо-капитализма. Почетный профессор в области экономики в Невадском Университете, Лас-Вегас. Старший научный сотрудник Института Людвига фон Мизеса. Основатель и президент Общества собственности и свободы.
Биография
Уроженец Пайне, Нижняя Саксония, 2 сентября 1949. Обучался в Университете Саарланд, вскоре стал обладателем степени магистра и доктора наук во Франкфуртском Университете Гете. Трудился аспирантом в Мичиганском Университете с 1976 по 1978. Читал лекции в немецких университетах, а также в филиале университета Джона Хопкинса в итальянской Болонье.
С 1986 занимал должность профессора Школы бизнеса при Университете Невады до своего выхода на пенсию в 2008. Издал большую часть трудов Людвига фон Мизеса. Главным наставником в карьере Хоппе стал Мюррей Ротбард — экономист, который ввел термин «анархо-капитализм», придерживался теории вольного предпринимательства, свободного от вмешательства государства в экономику.
Деятельность
Ханс-Херман Хоппе читал многочисленные лекции, в том числе на конференциях, организованных Лью Роквеллом, Бертом Блюмером и Мюрреем Ротбардом. Их целью было инициировать создание новой научной тенденции, именующейся палеолибертарианство — политическое новшество, укоренившееся в США в 80-90 годах двадцатого века. Источником движения стала статья Мюррея Ротбарда, возникшая как протест господствовавшими в то время ценностям либертарианцев, стремящихся максимизировать политическую свободу. Ротбард уверял, что это течение должно иметь более консервативное направление.
Соответственно подходу Ротбарда, Хоппе проанализировал поведение правительства при помощи инструментов Австрийской школы экономики. Он определил правительство как
«территориальную монополию юрисдикции и налогообложения».
Ученый допускает, что политики руководствуются лишь собственными выгодами и предвидит, что они будут использовать власть для увеличения своего богатства и силы. Он опасается высокой степени корреляции (статистической взаимосвязи) между теоретическими предпосылками и историческими условиями.
Ханс-Херман Хоппе, «Демократия: низвергнутый бог»
В труде «Демократия: низвергнутый Бог» (2019) Хоппе сравнивал монархию традиционную с демократическими республиками. Он уверен, что монарх в сословиях династий является собственником государства, потому, что оно передается из поколения в поколение. Монархическое всевластие выявляет разницу между правящими и подданными. Если человек знает, что быть королем — не его удел, всегда будет противостоять попыткам короля поднять налоги. В условиях демократии четких границ нет. Это может ввести в заблуждение о самостоятельном управлении. Поэтому сопротивление возрастанию налогов соответственно понизится. Если оказаться на противоположной стороне и получать налоги вместо того, чтобы платить, есть вероятность стать благосклонным к возрастанию налогов. В демократическом обществе президент или правительство действует в качестве помощника или временного руководителя. Монарх, как и президент или правительство, имеет возможность чрезмерного использования своей должности в государстве для собственного блага и прибыли. В то же время, он заинтересован в сохранении долгосрочного богатства нации. Равно как собственник жилья заинтересован в сохранении стоимости его собственности, в отличие от арендодателя. Политики, избранные на временный срок, имеют множество стимулов для эксплуатации и разворовывания богатства страны.
По мнению Хоппе, который опирался на теорию Ротбарда, монополия не должна определяться как ситуация, когда один субъект имеет преобладающую часть рынка. Монополия является высшей государственной привилегией для создания барьеров при выходе на рынок определенных товаров и услуг. Последствие этого — отсутствие монополий на свободном рынке. Это всегда является результатом государственной политики. Обязательная монополия является неприемлемой для потребителя. Качество продукции будет ниже, а цена выше, чем на рынке, свободном от всякого принуждения. Хоппе допускает, что рынок, свободный от государственных услуг, будет развивать конкурентоспособные страховые компании, обеспечит лучшее качество защиты и более эффективное разрешение споров, чем это делается под контролем монополистического правительства.
Ханс-Херман Хоппе является создателем так называемой «этики аргументации», которая защищает либертарианские права, основанные на теории немецких философов. Он доказывает, что аргументация и обсуждение по своей природе есть конфликтная форма взаимоотношений. Поэтому Хоппе утверждает, что определенные нормы воспринимаются как истинные для всех, кто принимает участие в дискуссии. Эти нормы являются либертариальной аксиомой не агрессии и самостоятельности. По этой причине никто не может выступать за отказ от либертарных прав без противоречия.
В лекции «Деньги и банковское дело» Хоппе показал, что определенные группы людей — в том числе маленькие дети, люди очень преклонного возраста и гомосексуалы — более подвержены сегодняшнему потреблению, чем долгосрочным инвестициям. Поскольку гомосексуалы обычно не имеют детей, им меньше нужно смотреть в будущее. В связи с комментарием ученого было начато научное расследование. В результате 9 февраля 2005 было опубликовано письмо с требованием не выдавать свое мнение, а объективные факты. Гражданский либеральный союз Америки согласился представлять Хоппе в газете студентов Невадского Университета под названием The Rebel Yell. Ректор Кэрол Хартер в письме, датированном 18 февраля 2005, писала:
«Университет Лас-Вегаса, согласно политике регентской комиссии, понимает, что свобода, которую предоставляют профессору Хоппе и всем членам университетского сообщества, связана со значительными академическими обязанностями. Может быть неоднозначность в балансе между свободой и ответственностью, но академическая свобода должна в конечном счете быть выше всего».