Анархо-натуризм

Анархо-натуризм

Анархо-натуризм (анархический натуризм, натуристический анархизм) появился в конце 19 века как союз анархической и натуристической философий. Во многих альтернативных сообществах, созданных в Великобритании в начале 1900-х годов, “нудизм, анархизм, вегетарианство и свободная любовь были приняты как часть политически радикального образа жизни”. В 1920-х годах жители анархистской общины Уайтвей, “шокировали консервативных жителей района своей бесстыдной наготой”. В основном он имел значение в кругах анархо-индивидуализма в Испании, Франции, Португалии и на Кубе.

Анархо-натуризм выступает за вегетарианство, свободную любовь, нудизм, походы и экологическое мировоззрение внутри анархистских групп и за их пределами. Анархо-натуризм также продвигает экологическое мировоззрение, небольшие экопоселения и, прежде всего, нудизм как способ избежать искусственности индустриального массового общества современности. Натуристы-индивидуалисты рассматривают индивида в его биологическом, физическом и психологическом аспектах и пытаются устранить социальные детерминации.

История

Ранние влияния

Важным ранним влиянием на анархистский натуризм была мысль Генри Дэвида Торо, Льва Толстого и Элизе Реклю.

Генри Дэвид Торо и его эко-анархическая работа «Уолден»

Торо был американским писателем, поэтом, натуралистом, налоговым сопротивленцем, критиком развития, геодезистом, историком, философом и ведущим трансценденталистом. Он наиболее известен своей книгой “Уолден”, размышлением о простой жизни в естественной среде, и эссе “Гражданское неповиновение”, аргументом в пользу индивидуального сопротивления гражданскому правительству в моральной оппозиции несправедливому государству. Его мысль – раннее влияние на зеленый анархизм, но с акцентом на индивидуальный опыт природного мира, влияющий на более поздние натуристские течения.

Простая жизнь как отказ от материалистического образа жизни и самодостаточность были целями Торо, и весь проект был вдохновлен трансцендентальной философией.

“Многие видели в Торо одного из предшественников экологизма и анархо-примитивизма, представленного сегодня в Джоне Зерзане. Для Джорджа Вудкока это отношение может быть также мотивировано определенной идеей сопротивления прогрессу и отказа от растущего материализма, который является природой американского общества в середине 19-го века”.

Джон Зерзан сам включил текст “Экскурсии” (1863) Торо в свой отредактированный сборник антицивилизационных трудов под названием «Против цивилизации: Чтения и размышления» 1999 года.

Анархо-натуризм во Франции

Анархо-натуризм Элизе Реклю

Для влиятельного французского анархиста Элизе Реклю, натуризм

“был в то же время физическим средством оживления, взаимопонимания с телом, совершенно отличным от лицемерия и табу, которые преобладали в то время, более дружелюбным способом увидеть жизнь в обществе и стимулом уважать планету. Таким образом, натуризм развивается во Франции, в частности под влиянием Элизе Реклю, в конце 19-го и начале 20-го века среди анархических сообществ, возникших в результате утопического социализма.”

Риррет Метрежан

В своих мемуарах о своих анархистских годах, которые были опубликованы в Le Matin в 1913 году, Риретт Метрежан описала много странных режимов питания некоторых своих «компаньонов».

Она описала “трагических бандитов” банды Бонно как отказывающихся есть мясо или пить вино, предпочитая простую воду. Ее юмористические комментарии отражали практику “натуристского” крыла индивидуалистических анархистов, которые выступали за более простой, более “естественный” образ жизни, основанный на вегетарианской диете.

Журналы и рестораны

В 1920-е годы это крыло было выражено журналом Le Néo-Naturien, Revue des Idées Philosophiques et Naturiennes. Авторы осудили моду курить сигареты, особенно молодыми женщинами; длинная статья 1927 года фактически связала курение сигарет с раком. Другие отличали вегетарианцев, которые запрещали есть мясо, от более строгих “вегетарианцев”, которые не ели ничего, кроме овощей.

Анархист по имени Г. Буто, который проложил это различие, открыл ресторан под названием Foyer Végétalien в девятнадцатом округе в 1923 году. Другие выпуски журнала включали вегетарианские рецепты. В 1925 году, когда молодой анархист и будущий писатель-детектив Лео Мале приехал в Париж из Монпелье, он сначала поселился у анархистов, которые управляли другим вегетарианским рестораном, где подавали только овощи, без рыбы и яиц. Проблемы питания совпадали с другими средствами поддержания здоровья, такими как нудизм и гимнастика.

Жанна и Эжен Гумберт

Некоторое время в 1920-х годах, после того как они были освобождены из тюрьмы за антивоенную деятельность и взгляды на контроль над рождаемостью, Жанна и Эжен Гумберт вступили в относительную движение “Интегральная жизнь”, которое пропагандировало солнечные ванны обнаженными и физическую форму, которые рассматривались как неотъемлемые аспекты здоровья. Это примитивистское течение не было монополией левых; те же интересы были поддержаны правыми немцами в межвоенную эпоху. Во Франции, однако, эти склонности были в основном связаны с анархистами, поскольку они предлагали идеал самоконтроля и отказа от социальных табу и предрассудков.

Анархо-натуризм Анри Зисли

Анри Зисли (родился в Париже 2 ноября 1872 года; умер в 1945 году) был французским анархистом-индивидуалистом и натуристом. Он участвовал вместе с Анри Бейли и Эмилем Гравелем во многих журналах, таких как La Nouvelle Humanité и La Vie Naturelle, которые пропагандировали анархо-натуризм. В 1902 году он был одним из главных инициаторов, наряду с Жоржем Буто и Софи Зайковской, кооперативной колонии де Во, созданной в Эссом-сюр-Марне, в Эне.

Политическая деятельность Зисли,

“в первую очередь направленная на поддержку возвращения к “естественной жизни” посредством письма и практического участия, стимулировала оживленные конфронтации внутри и за пределами анархистской среды. Зисли резко критиковал прогресс и цивилизацию, которые он считал “абсурдными, неблагородными и грязными”. Он открыто выступал против индустриализации, утверждая, что машины по своей сути авторитарны, защищал нудизм, выступал за недогматическое и нерелигиозное следование “законам природы”, рекомендовал образ жизни, основанный на ограниченных потребностях и самодостаточности, и несогласии с вегетарианством, которое он считал “антинаучным”.

Анархо-натуризм в Испании

Связь между анархизмом и натуризмом была весьма важна в конце 1920-х годов в Испании.

Сильвестр дель Кампо

Связующая роль группы Sol y Vida была очень важна. Целью этой группы было совершать поездки и наслаждаться открытым воздухом. Натуристский атенеум – «Эклектико», в Барселоне, был базой, с которой началась деятельность группы. Сначала журнал Etica, а затем Iniciales, которые основаны в 1929 году, были публикациями группы, которая просуществовала до Гражданской войны в Испании. Выраженные в них натуристические идеи соответствовали желаниям либертарианской молодежи порвать с условностями буржуазии того времени. Это то, что молодой рабочий объяснил в письме к Iniciales. Он пишет ее под странным псевдонимом Сильвестр дель Кампо (дикий человек в деревне).

“Я нахожу огромное удовольствие в том, чтобы быть голым в лесу, купаясь в свете и воздухе, двух природных элементах, без которых мы не можем обойтись. Избегая скромной одежды эксплуатируемого человека (одежды, которая, на мой взгляд, является результатом всех законов, разработанных, чтобы сделать нашу жизнь горькой), мы чувствуем, что не осталось других, кроме законов природы. Одежда означает рабство для одних и тиранию для других. Только голый человек, который восстает против всех норм, выступает за анархизм, лишенный предрассудков одежды, навязанных нашим ориентированным на деньги обществом”.

Анархо-натуризм Исаака Пуэнте

Исаак Пуэнте, влиятельный испанский анархист 1920-1930-х годов и важный пропагандист анархо-натуризма, был боевиком анархо-синдикалистского профсоюза CNT и Иберийской анархической федерации. В 1933 году он опубликовал книгу El Comunismo Libertario y otras proclamas insurreccionales y naturistas (Либертарианский коммунизм и другие повстанческие и натуристские провозглашения), которая разошлась тиражом около 100 000 экземпляров; написал заключительный документ для Чрезвычайного Конфедеративного конгресса Сарагосы 1936 года, который определил основную политическую линию CNT на этот год. Пуэнте был врачом, который подходил к своей медицинской практике с натуристической точки зрения.

Он рассматривал натуризм как интегральное решение для рабочего класса, наряду с неомальтузианством, и считал, что это касается живого существа, в то время как анархизм обращался к социальному существу. Он считал, что капиталистические общества угрожают благополучию людей как с социально-экономической, так и с санитарной точки зрения, и пропагандировал анархо-коммунизм наряду с натуризмом как решением.

Эта экологическая тенденция в испанском анархизме была достаточно сильной, чтобы привлечь внимание CNT–FAI в Испании.

Даниэль Герен в анархизме

Испанский анархо-синдикализм долгое время стремился сохранить автономию так называемых “аффинити-групп”. Среди его членов было много адептов натуризма и вегетарианства, особенно среди бедных крестьян юга. Оба эти образа жизни считались подходящими для трансформации человека в рамках подготовки к либертарианскому обществу. На съезде в Сарагосе не забыли рассмотреть судьбу групп натуристов и нудистов, “непригодных к индустриализации”.

Поскольку эти группы не смогут обеспечить все свои собственные потребности, конгресс ожидал, что их делегаты на заседаниях конфедерации коммун смогут договориться о специальных экономических соглашениях с другими сельскохозяйственными и промышленными коммунами. Накануне масштабной, кровавой социальной трансформации CNT не считала глупостью пытаться удовлетворить бесконечно разнообразные чаяния отдельных людей.

Анархо-натуризм на Кубе

Историк Кирвин Р. Шаффер в своем исследовании кубинского анархизма сообщает об анархо-натуризме как о “третьей нити в анархистском движении острова”, наряду с анархо-коммунизмом и анархо-синдикализмом. Натуризм предложил глобальное альтернативное движение за здоровый образ жизни.

Натуристы сосредоточились на том, чтобы переосмыслить свою жизнь, чтобы жить просто, есть дешевые, но питательные вегетарианские диеты и, если возможно, выращивать собственную пищу. Сельская местность позиционировалась как романтическая альтернатива городской жизни, и некоторые натуристы даже продвигали то, что они считали полезными для здоровья преимуществами нудизма. Во всем мире натуристическое движение считало своими последователями анархистов, либералов и социалистов.

Однако на Кубе появилось особое “анархистское” измерение, возглавляемое такими людьми, как Адриан дель Валье, который возглавил кубинские усилия по смещению акцента натуризма с индивидуального здоровья на натуризм с “социальной эмансипационной функцией”.

Шаффер сообщает о влиянии анархо-натуризма за пределами натуристских кругов. Таким образом,

“например, ничто не мешало анархо-синдикалисту в профсоюзе работников ресторанов Гаваны поддерживать альтернативные программы здравоохранения анархо-натуристов и рассматривать эти альтернативные практики как “революционные”.

“Анархо-натуристы продвигали сельский идеал, простую жизнь и бытие в гармонии с природой как способы спасти рабочих от все более индустриализирующегося характера Кубы. Помимо продвижения “назад, к земле” в начале двадцатого века, “они использовали эти романтические образы природы, чтобы проиллюстрировать, как далеко капиталистическая индустриальная Куба отошла от анархистского взгляда на естественную гармонию”.

Анархо-натуризм Адриана дель Валье

Главным пропагандистом анархо-натуризма на Кубе был уроженец Каталонии Адриан дель Валье (он же Пальмиро де Лидия). В течение следующих десятилетий дель Валье непрерывно присутствовал не только в анархистской прессе, которая распространилась на Кубе, но и в основных литературных изданиях… С 1912 по 1913 год он редактировал вольнодумный журнал El Audaz, затем он начал свою самую крупную издательскую работу, помогая основать и редактировать ежемесячный журнал Alternative health, который следовал анархо-натуристской линии Pro-Vida.

Анархо-натуризм в других странах

В Италии во время IX конгресса Итальянской федерации анархистов в Карраре в 1965 году группа решила отделиться от этой организации и создала Gruppi di Iniziativa Anarchica. В семидесятые годы она в основном состояла из “ветеранов-индивидуалистов-анархистов с ориентацией на пацифизм, натуризм и т. д.”.

Критика

Американский анархо-синдикалист Сэм Долгофф показывает некоторую критику для анархо-натуристских тенденций. Говоря о жизни в колонии Стелтон в Нью-Йорке в 1930-е годы, с презрением отмечал, что она,

“как и другие колонии, кишела вегетарианцами, натуристами, нудистами и прочими культистами, которые отвлекались от истинных анархистских целей”.

Один житель

“всегда ходил босиком, ел сырую пищу, в основном орехи и изюм, и отказался использовать трактор, будучи противником машин, и он не хотел злоупотреблять лошадьми, поэтому он сам копал землю”.

Такие самопровозглашенные анархисты на самом деле были “анархистами, запряженными волами», – писал Долгофф, “которые выступал против организации и хотел вернуться к более простой жизни”.

В интервью с Полом Авричем перед смертью Долгофф также сетовал:

“Меня тошнит от этих недоделанных художников и поэтов, которые возражают против организации и хотят только играть со своими пупками”.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности