Лев Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — крупный русский литературный деятель и философ, ставший классиком мировой литературы.
Юношеские годы
Родился Лев Николаевич Толстой 28 августа 1828 года в родовом имении Ясная Поляна, находившимся в Тульской губернии. Родители Николай Ильич Толстой и Мария Николаевна Волконская происходили из дворянских семей, в том числе графского рода Толстых. Лев рос вместе с сестрой и тремя братьями. Мария Николаевна умерла после рождения дочери, когда будущему писателю было около двух лет. Через семь лет умирает и отец, в результате чего опеку над детьми берёт их тётя со стороны отца – Александра Ильинична Остен-Сакен. Но умирает и она, дети переезжают в Казань к другой сестре отца – Пелагее Ильиничне Юшковой.
Согласно дворянским традициям, Лев Толстой получил хорошее образование на дому. После пошёл учиться в Императорский Казанский университет, который так и не смог закончить. Он отправился на родину, где пытался вести помещичье хозяйство, и кроме азартных игр, кутежей и поездок по столицам старался занимался самообразованием. Лев Николаевич разбирался в истории, музыке, медицине, сельском хозяйстве, естественных науках, знал немецкий, французский, английский, латынь, греческий, татарский, итальянский и другие языки.
Лев Толстой: карьера
В конечном счёте, по приглашению брата Николая он отправляется на Кавказ в качестве юнкера, где тогда шла Кавказская война. Проявив хорошие военные навыки, после начала Крымской войны он переводится в Севастополь, где участвует в обороне города. В этот период Лев Толстой начинает и свою литературную карьеру, пишет автобиографические произведения – «Детство. Отрочество. Юность», дебютирует в журнале «Современник» с произведением из цикла «Севастопольских рассказов».
После возвращения с войны в столицу он начинает светскую жизнь – вступает в знаменитый литературой кружок «Современник», где особенно близко сходится с И. С. Тургеневым. В определённый момент он уезжает в путешествие по странам Европы – Францию, Германию, Италию, Англию и др., которые не оказали на него приятное впечатление.
На родине Толстой начинает обустраивать свои поместные земли: строит крестьянские школы, больницы, пишет «Азбуку» и сказки для детей. В эти же годы начинается пик его литературного творчества – были написаны «Анна Каренина» и «Война и мир». 1880-е годы отразились в работах писателя как перелом в сторону резкой критики дворянства и рассмотрения социальных проблем. Это видно на примере «Исповеди», «После бала», «Смерть Ивана Ильича» и др.
Литература Льва Толстого была признана мировым сообществом. В начале XX века он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, но от каждой отказывался.

Личная жизнь и смерть
Семейная жизнь Льва Толстого была неоднозначной. Несмотря на бурные романы, он всё-таки нашёл свою избранницу. Ей стала 18-летняя Софья Берс, которая была младше Льва Николаевича на 16 лет. Всего у них родилось тринадцать детей, из которых выжили только восемь. Софья старалась поддерживать мужа в литературной и бытовой жизни, став его верной соратницей. Но слишком авторитарное поведение писателя в отношении супруги и детей вызывали периодические ссоры и конфликты. В 1892 году они официально разошлись, когда Толстой отписал недвижимое имущество детям и Софье.
Лев Николаевич Толстой умер 7 ноября 1910 года от простуды. Был похоронен в родной Ясной Поляне.

Лев Толстой: философские взгляды
Лев Толстой был патриотом и очень близким к народу человеком. Его интересовали проблемы крестьянства и его роли в исторической судьбе страны. Из его взглядов появилась особая система – толстовство, отражавшая основные религиозные и социальные воззрения писателя. Толстой находился под влиянием многочисленных мыслителей — Ж. Ж.Руссо, И.Канта, А.Шопенгауэра, китайских философов и многих других.
Историю он определял, как постоянно движущуюся силу, не сосредоточенную на отдельных событиях и личностях. «Война и мир» отражает эту концепцию, причём в ней он показывает ещё одну могущественную силу, влияющую на исторический процесс – фатум, рок. Они периодически руководят действиями людей, что часто лишает персонажей Толстого самостоятельности. В этом контексте хорошо видна его позиция относительно личности. Он отрицает её в человеке, как и индивидуальность, заменяя их животным началом. Именно оно руководит всеми эгоистичными поступками и желаниями человека.
Взгляды Толстого на политику также отличались радикализмом. Писатель критиковал буржуазию и самодержавие, приводя в пример налаженную жизнь простого народа. Государство необходимо разрушить, но делать это не с помощью революций и восстаний, а постепенно отказываясь от работы структурах власти, что в конечном счёте приведёт к его полной невозможности функционировать в старом режиме.
Религиозная тема в мировоззрении Толстого занимает фундаментальную роль. Он был истинным христианином, поэтому евангельское учение стало основой его исканий, задачи которых состояли в осмыслении морально-этических принципов религии, Бога, добра и зла и прочего. Смысл жизни человека — найти в себе частички Бога, отрицая индивидуальные желания и блага, стать частью мира и наладить с ним общие интересы. Но писатель довольно часто критиковал институт церкви и её официальные догмы. Его позиция выразилась в таких произведениях как «Исповедь», «Путь жизни», «Критика догматического богословия» и другие.
Нравственные изыскания Толстого строятся на принципах панморализма, который выражается через его попытки осмыслить всё с точки зрения нравственности и этики. Современный ему мир был наполнен злом и насилием, от которого можно избавиться «непротивлением злу насилием». Необходимо сопротивляться любой борьбе и при этом заниматься самосовершенствованием. Нравственные идеи писателя доходят до абсолюта, когда всё, что не соответствует доброму и морально верному, считается неправильным и сразу отбрасывается.
Искусство у Льва Толстого должно было стать воплощением чувств и морали, в отличие от обращённой к разуму науки. Именно эта сфера призвана соединять прошлое, настоящие и будущие в единую духовную связь, которая будет давать людям моральные идеалы для подражания. Такими идеалами были любовь, нравственное совершенствование и добро.