Хилэр Беллок
Хилэр Беллок (1870–1953) – англо-французский писатель и ортодоксальный сторонник католицизма, ставший одним из самых популярных творцов Великобритании первой половины XX века.
Юношеские годы
Родился 27 июля 1870 года в городке Сен-Кло, недалеко от Парижа. Отец Луи Беллок был французом, а мать Бесси Райнер Паркс – англичанкой. Кроме него в семье была еще старшая сестра, которая позже станет писательницей Мэри Беллок-Лаундс. Хилэру было два года, когда умер его отец. Они с сестрой отправились на родину матери.
Там он учился в Бирмингеме, а по окончанию средней школы отправился на родину, отслужить в армии как гражданин Франции. Впоследствии он получал историческое образование в одном из колледжей Оксфорда. Благодаря матери, Хилэр Беллок рос в католической среде, что очень сильно в дальнейшем отразилось на его политических взглядах и было показано в литературных и исторических произведениях.
Хилэр Беллок: карьера
Для поиска карьерных возможностей Беллок едет в США, где читает лекции и пишет свои первые стихи. Там же выходят произведения, принёсшие ему популярность как писателю – «Книга зверей для плохих детей» и её продолжение. В них он воплощает в животных их абсурдные и двоякие характеристики. Периодически он издавал нравоучительные сказки и страшилки для детей. Из более серьёзных произведений Беллока можно назвать путевые заметки: «Путь в Рим», политические и исторические труды: «Европа и вера», «Государство рабов» и «Евреи».
Хилэр Беллок не обошёл стороной и политику. Он был членом палаты общин от партии либералов Южного Салфорда. Однако вскоре изменил свои воззрения и стал участником Фабианского общества, основой которого были умеренные социалистические идеи. Там он познакомился с соратниками по литературному ремеслу – Честертоном, Бернардом Шоу, Уэллсом, со многими из которых он наладил близкие отношения. Он дружил с Честертоном до самой смерти последнего.
Вместе со своими коллегами он издавал еженедельник «Очевидец», который основывался на политических темах – информационных статьях, новостях и анекдотах. Благодаря осведомлённости в политике всех издателей, выпуск еженедельника был успешен многие годы. Как журналист он работал в качестве редактора в лондонской газете Morning Post, в журнале Land and Water, деятельность которого была посвящена Первой мировой войне. Эта тема была для него особенно актуальной ввиду не только возможности выразить свои политические взгляды в этом контексте, но и из-за личных переживаний от смерти друзей и сына на поле боя.
Личная жизнь и смерть
Вместе с женой Элоди Хоган, которая также была католичкой и интересовалась литературой, он воспитывал пятерых детей: двух дочерей и троих сыновей. Супруга рано умерла – в 1914 году. Семья жила в деревне Шипли в Уэст-Сассексе. Однако у многих детей Хилэра жизнь сложилось не самым удачным образом: сын Луи погиб Первой мировой войне, а Питер – во Второй мировой. Отец тяжело переживал их смерть.
В 1941 году у него был инсульт, который частично и стал причиной его смерти. Он умер 16 июля 1953 года и был похоронен на кладбище недалеко от родного поместья.
Во многих своих произведениях Хилэр Беллок затрагивал социально-экономические проблемы. В книге «Государство рабов» он с критической стороны описывает современную ему английскую власть и капитализм, предлагая заменить последний дистрибутизмом. Это экономическая система, которая подразумевает распространение частной собственности и пресечение сосредоточия основных средств производства в одних руках. В этом плане он внезапно выступает в конфликт с социалистическими взглядами. Беллок обосновывал свою позицию тем, что данная система имела связи с историческим прошлым Европы и является вполне реализуемой практикой.
В политическом плане писатель предлагал заменить парламент собранием, включающим членов всех социальных слоёв. Однако со временем перешёл в стан монархистов, считая такую форму правления наиболее выгодной и практичной. Республику он также не отвергал, но определял ей место в небольших государствах.
Хилэр Бэллок имел очень религиозные взгляды, влиявшие на его позиции по устоявшимся вопросам. В дискуссии с Гербертом Уэллсом, относительно книги «Очерки истории» последнего, показывается неприятие Беллоком теории эволюции и естественного отбора. Придерживаясь ортодоксального католицизма, писатель определяет веру в Бога как неотъемлемую часть европейского сознания. Католицизм он считал истинной религией, в которой сочетаются все лучше проявления христианских добродетелей. При этом в отношении англиканства он позволял себе резкие высказывания, а также некоторые антисемитские позиции. Ислам он считал главным врагом христианства, способным окончательно разрушить его, если не быть готовым к новой борьбе.
Хорошо видны позиции Беллока как историка. Он был из тех исследователей, которые всеми силами стараются обличить ложь и пресечь трактовку истории только в качестве единой официальной версии. Он стремился показать скрывающуюся религиозную борьбу, веками продолжавшуюся в стране. Через биографии некоторых правителей прошлого историк обращался к политическим и социальным проблемам современности.
Беллок также стал родоначальником своеобразного жанра «садистских стишков», который через чёрный юмор и абсурд поднимали социальные вопросы и глубокие темы, в чём он схож с Льюисом Кэрроллом. Они также позволяли вводить в такие «детские сказки» элементы отечественной истории, к которой автор, как уже было сказано, относился с особенным трепетом.
Известна и социальная борьба Хилэра Беллока в публицистике. Его работы в крупных лондонских изданиях популяризировали отечественную журналистику, особенно благодаря статьям по тематике Первой мировой войны. Деятельность в еженедельнике «Очевидец» характеризовалась не только политическим юмором, но и разоблачением лжи и коррупционных схем, из-за чего в определённый момент был спровоцирован скандал, подпортивший репутацию издателей.