Генри Дэвид Торо — философ природы
Генри Дэвид Торо — американский писатель, поэт, публицист и философ. Родился в фермерском доме 12 июля 1817 года в маленьком городке Конкорд штата Массачусетс. Своё имя получил в честь дяди по линии отца. Был младшим ребёнком в семье из трёх детей.
Мать Синтия Данбар имела шотландское происхождение. Джон Торо, его отец с французскими корнями, в 1824 году открыл в Конкорде фабрику по изготовлению карандашей. Генри нанимался на работу здесь, когда наступали тяжёлые времена без средств к существованию.
Годы обучения и первые литературные работы
В Академии Конкорда Генри с 1828 года осваивал разные языки: греческий, латынь, немецкий, французский, испанский, итальянский. В 1833 году, после получения стипендии, он начал изучать Новый Завет, философскую науку, риторику. В эти годы состоялось его знакомство с Ральфом Уолдо Эмерсоном, активистом зарождающегося трансценденталистского движения.
Кроме учебы в Гарварде, Генри Дэвид Торо погрузился в преподавательскую деятельность в начальной школе Кантона.
В 1836 году с рядом других авторов вступил в трансцендентальный клуб в Конкорде. 1840 году они выпустили журнал «Diel», где впоследствии было опубликовано множество стихов и эссе Генри Торо. Издание просуществовало до 1844 года.
Тогда же, в 1840 году, он влюбился и сделал предложение Эллен Сьюолл. Но её родители были против этого брака. В итоге они не поженились и Генри остался холостым на всю жизнь и не имел детей.
Через два года он работал учителем в доме Стейтен-Айленда и пытался развивать рынок литературы Нью-Йорка. Потерпев на этом поприще неудачу, он вернулся в Конкорд и поселился в лесной хижине. Мыслями об этом времени (1845-47 гг.) он поделился в одной из своих главных книг «Уолден, или Жизнь в лесу».
Произведение было написано в 1854 году по результатам затворнического эксперимента на берегу озера. Жильё для этого он построил своими руками и сам себя снабжал всем необходимым два года. Он занимался выращиванием картофеля и бобов, собирал грибы. Следил, как зреют ягоды и наливаются яблоки, как пробивается трава и опадают листья. Все время предавался рассуждениям наедине с самим собой и делал выводы. Этот период он ощущал как блаженство от связи с чистой природой, вдали от городской грязи и пороков современности. Он использовал одиночество как средство для нахождения внутренней опоры, собственного стержня, но полностью не собирался бежать от цивилизации.
Генри Дэвид Торо утверждал, что для гармоничного развития личности и существования в этом мире, человеку необходимо быть максимально близко к природе. Вывод был понятным: для каждого будет достаточно закрывать свои естественные потребности и отказаться от навязанных благ цивилизации, заниматься простым трудом, больше наблюдать за природой. В произведении много светлых мыслей:
«Богаче всех тот, чьи радости требуют меньше денег».
«Накопление собственности и заботы по преумножению ее изнуряют человека, который едва успевает опомниться перед смертью и признать, что жизнь его пролетела впустую».
Современники не оценили книгу, но после смерти автора в 1862 году многие признавали её лучшей в его библиографии.

Генри Дэвид Торо и «Гражданское неповиновение»
Генри Дэвид Торо воздерживался от общественной деятельности, но имел четкую политическую позицию. Движение аболиционистов он поддерживал различными способами. В 1849 году под заголовком «Сопротивление гражданскому правительству» вышло эссе «Гражданское неповиновение».
Торо выступал за ненасильственную революцию путём отказа от сотрудничества с властями. За это иногда его называли анархистом, но он никогда не требовал отмены правительства, а только его «немедленного улучшения». Уважал только ту власть, которая выражает волю человека и считается с его правами и интересами.
Торо открыто возражал против рабства. По его мнению, правительство должно было предоставить человеку свободу, данную от природы. Он нёс в массы идею объединения политики и морали, что должно было способствовать гуманизации политической деятельности. Кроме того, политические институты должны управляться на основе моральных факторов, по совести, а не по закону.
Эту работу также не восприняли современники, но она было высоко оценена во времена движения за гражданские права чернокожих в США в 20 веке.
Сегодня некоторые историки и политологи считают, что эссе, возможно, положило начало современной концепции гражданского неповиновения. В своё время, её идеи повлияли на Л.Н. Толстого, М.-Л. Кинга, М. Ганди. Актуальность некоторых положений сохраняется и в наши дни.
Генри Дэвид Торо как философ американского трансцендентализма
Создатели учения подразумевали в основе превалирование духовности человека над материальными благами. Выступали против материалистической тенденции в философии просветителей. Потому американский образ жизни всячески критиковался. Считалось, что существует некий континуум, наполненный различными идеями, который невозможно почувствовать или увидеть. Мысли из него можно смело использовать, не ссылаясь на конкретные места и время. Поэтому, в литературных работах Генри Дэвида Торо никогда не находили ссылок на предшественников.
Трансценденталисты стремились раскрыть символизм природы через поиск связей между духовной и материальной реальностью. Уже в ранних сочинениях, например в «Неделе на реках Конкорд и Мерримак», заметны все эти влияния, но в своём ключе, со склонностью к натурализму.
Среди прочих своих коллег, он больше всех был подвержен идеям Просвещения. Он часто обращался к мотивам о просвещении народа, о демократизации общественного строя. Все эти внутренние противоречия качественно стимулировали в нем развитие философского начала, которое в целом шло в духе романтизма.
Благодаря его товарищам по Трансцендентальному клубу, Торо представляли писателем-пейзажистом не слишком большого таланта. Но зарубежная слава намного быстрее пришла к нему, нежели на родине. В США о нем широко стало известно лишь в 1906 году после публикации его полного собрания сочинений из 20 томов. В высших учебных заведениях Америки его работы появились в списке обязательной литературы. Сегодня он является символом непротивления насилию, которое совершается государственной властью.