Бенджамин Дизраэли

Бенджамин Дизраэли

Бенджамин Дизраэли (1804–1881) – писатель и государственный деятель Великобритании, представитель партии консерваторов, на два срока становившийся премьер-министром страны.

Юношеские годы

Бенджамин Дизраэли появился на свет 21 декабря в 1804 году в Лондоне. Его семья была довольно состоятельной и происходила из итальянских евреев. Родители Мириам Басеви и Исаак Д’Израэли, несмотря на происхождение, придерживались христианской веры. Все четверо их детей были крещены по англиканскому обряду. Это позволило утвердиться в английском обществе, где евреи и представители неофициальных конфессий имели мало прав.

В основу обучения Дизраэли легли как религиозное воспитание, так и самостоятельное увлечение историей и литературой, которыми занимался и его отец. Бенджамин много читал, увлекался деятелями античности – Цицероном, Сократом, Гомером и другими. В 17 лет он отправился работать клерком в адвокатской конторе, в 20 пробовал себя в качестве писателя и издал своё первое произведение – «Вивиан Грэй», имевшее большой успех.

Примерно в это же время он меняет свою фамилию на Дизраэли.

Бенжамин Дизраэли в политике

Свою политическую карьеру он начинает с амбициозных целей – в 30 лет получить должность премьер-министра страны. Будучи сторонником партии тори (консерваторов), Бенджамин, после нескольких попыток, получает в 1837 году место в палате общин. После вхождения в престижный консервативный клуб «Карлтон» он пишет книгу «Защита английской конституции», в которой излагает основные цели консерваторов. Это позволяет Дизраэли занять устойчивые позиции в качестве депутата парламента, а вскоре и получить лидирующие места в своей партии.

Своё положение на политической арене Бенджамин Дизраэли укрепляет настолько, что по просьбе королевы становится руководителем палаты общин, а затем ненадолго в 1868 и окончательно с 1874–1880 гг. становится премьер-министром Великобритании. В этот период он также получает место в палате лордов и награждается титулом лорда Биконсфилда.

Во время его нахождения у власти он активно участвует во внешней и внутренней политике. В стране политик принимает законы о расширении прав профсоюзов, сокращении рабочего дня и работы по субботам, поднимает вопросы здоровья нации. На международной арене при нём укрепляется контроль над Суэцким каналом, предотвращается чрезмерное усиление Германии, в которой у власти находится канцлер Бисмарк. Дизраэли старался поддерживаться нейтралитета в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, но на Берлинском конгрессе, после окончания войны, Англия с его помощью окончательно получает Кипр и не допускает усиления России на Балканах.

Премьер-министр Тори Бенджамин Дизраэли выступает во время дебатов об ирландском самоуправлении. Дата 1875 года
Премьер-министр Тори Бенджамин Дизраэли выступает во время дебатов об ирландском самоуправлении, 1875 год.

Личная жизнь и смерть

Несмотря на постоянную занятость, Дизраэли находил время на то, чтобы проводить время с семьёй и друзьями. Он много времени проводил в своём загородном доме в Хьюэндине, где периодически устраивались приёмы. Со своей женой Мэри Энн он находился в очень хороших и близких отношениях, она поддерживала и восхищалась своим мужем.

Смерть Бенджамина Дизраэли наступила 19 апреля 1881 года. Он был похоронен в склепе в родном поместье, вместе с женой.

Бенджамин Дизраэли: политические принципы

Взгляды на государственное устройство и политический курс у Дизраэли не диссонировали с существовавшими традициями. Он был патриотом, проводя политику сохранения исконных английских институтов — короля, дворянства и церкви англиканского толка. При этом к большинству колоний он относился не слишком лояльно, считая их в большей степени лишним грузом для страны.

Программу своей партии тори он также строил на лояльности к монарху и народу, в чем выражались демократические принципы, которые помогали прочнее утвердиться в народной палате общин. Эту систему он назвал политикой “единой нации”. Она строилась на необходимости преодоления сословного разрыва, который мог стать причиной ещё большего социального кризиса, чем был на тот момент. Объединение «двух наций» — богатых и бедных, должно было укрепить позиции Англии на мировой арене. Дизраэли продвигал законы о решении проблем с антисанитарией в бедных районах и их населения, регламентацию отношений рабочего и нанимателя, обеспечении первых жильём и нормальными условиями труда.

Внешнеполитические вопросы Бенджамин Дизраэли также решал, основываясь на стремлении вернуть стране её мощь, которую она частично утратила при нахождении у власти либеральной партии вигов. Одним из главных элементов этого курса политик считал экономически значимую Индию. Для обеспечения стабильного сообщения с ней и были куплены акции Суэцкого канала, а королева получала титул императрицы Индии.

На восточном направлении также стоял вопрос балканских стран, контроль над которыми стремились установить Российская и Османская империи. В этом отношении Дизраэли проводил политику противодействия интересам России, не допуская её усиления в этом регионе. Он же создал идеологическую концепцию отношений с Российской империей, применявшуюся и в следующем веке. Она заключалась в неприятии на мировой арене страны, воспринимавшейся англичанами как древнее государство без устойчивой элиты, претендующее на мировое господство. Противоречия заключались и во взаимных претензиях на гегемонию в восточном регионе и звание богоизбранной нации.

Дизраэли выдвигал идею превосходства прав англичан над правами человека, создавая ореол богоизбранности. Являясь высшей расой, англичане создавали устойчивое величие для своей страны. В этом проявляется чёткое разделение аристократии и рабочего класса, несмотря на стремление сблизить эти две социальные общности. При этом можно найти параллели с такой же ролью еврейского народа в начале времён. А христианство становилось высшей точкой развития иудаизма.

Являясь евреем по происхождению, политик отстаивал интересы своего народа, считая их консервативные устои близкими своей партии. В числе таких мероприятий можно назвать то, что он ратовал за изменение депутатской клятвы, по которой место в парламенте могли занимать лишь представители истинной христианской веры. Евреи часто являлись героями его произведений, где они представляются с двух сторон: как в типичных для этого народа образах – хитрых и жадных ростовщиков, так и в качестве великой нации, первой проложившей идеи христианской веры. Этим взглядам соответствует и его высказывание о том, как Рим символизирует завоевания, Афины – культуры, так Иерусалим олицетворяет веру.

Бенджамин Дизраэли: произведения

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности