Биоэтика

Биоэтика

Биоэтика (медицинская этика) – область научных междисциплинарных знаний соединенная с ценностями и этическими парадигмами. Рассматривается как часть этики.

В настоящее время медицина и биотехнологии имеют такое развитие, на уровне которого уже невозможно отсутствие регулирования этическими или правовыми нормами. Биоэтика и пытается привнести в медицину нравственные ценности, через соединение с медициной социологии, права, этики, теологии и других наук.

Если мы понимаем, что главные вопросы биоэтики это отношение к жизни и смерти через указанные выше дисциплины, то можно говорить, что это такая система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека.

Конечно, основное, на что направлена биоэтика – отношения медицинских работников и пациентов. Если еще уже – регулирования поведения медработников по отношению к пациентам.

Особенно там, где существуют мифы, социальная стигматизация, беззащитность, нарушение прав человека или неминуемая смерть пациента.

Иногда биоэтику понимают шире – как систему знаний и нравственных ценностей в отношении любых живых организмов, экосистем и экологии.

В 2001 году МЗ РФ была принята Программа по биоэтике.

Термин введен В. Поттером в 1969 г. в качестве попытки дать ответ на следующие проблемы.

Аборт, контрацепция, стерилизация

Главная и пока неразрешимая проблема абортов в биоэтике – право человека на жизнь. До сих пор ведутся споры – когда фетус становится человеком, соответственно когда у него возникает право на жизнь.

Является ли аборт на ранних сроках убийством? А экстренная контрацепция или мужская мастурбация? Эта этическая проблема неразрешима, ввиду того, что мы пока не знаем, что делает человека человеком – какая его часть порождает право на жизнь. Когда плод начинает чувствовать боль? Или обретает сознание, эмоции?

Существует более радикальная точка зрения – нельзя абортировать даже тогда, когда плод является еще небольшой группой клеток. Такое отстаивает мировое движение pro-life.

Иногда вопрос ставится теологически – мы не даем родится душе. В этом ключе рассматриваются запрет экстренной контрацепции, запрет стерилизации и запрет онанизма.

Конечно, биоэтикой точно осуждаются принудительные аборты, принудительная стерилизация и любое регулирование репродукции.

Новые репродуктивные технологии

Репродуктивная медицина без сомнения помогает реализовать право на создание семьи (установленное как международным гуманитарным правом, так и национальным законодательством), но порождает этические проблемы уже внутри себя.

Первая связана с суррогатным материнством. Какую мать считать родителем – ту, от которой взят генетический материал или ту, которая предоставляет свой организм в качестве питательной среды и среды развития для плода?

Проблема с обратным содержанием – искусственное оплодотворение. Здесь наоборот, женщине вводят материал другого человека.

Конечно, кроме неразрешенных вопросов в отношении родителей, затрагивается и судьба ребенка, его развитие.

Эвтаназия

Область, которая порождает большое количество споров. Вроде бы, обладая правом на жизнь, человек может им распоряжаться. Однако, как отвечают некоторые правоведы – право на жизнь является правом естественным, а значит неотъемлемым. Встает только вопрос гуманности – избавить ли от страданий просящего об этом человека или дать ему еще пострадать месяц, неделю или пару часов.

Бесспорным является тезис о том, что возможность эвтаназии может повлечь за собой злоупотребления со стороны врачей или родственников, а состояние смертельно больного человека или испытывающего сильную боль может не дать возможности правильно оценить обстановку и необходимость добровольного ухода из жизни. Исходя из этого, эвтаназия запрещена в России.

Различают эвтаназию активную и пассивную, которые конечно, порождают разные проблемы. Мы написали об активной эвтаназии, когда человек сам решает, что ему делать со своей жизнью. Пассивная же эвтаназия это всегда выбор родственников при случившейся смерти сознания и мозга, но при сохранении жизнедеятельности организма медицинскими методами.

Медико-биологические эксперименты на человеке и биоэтика

С одной стороны именно эксперименты на человеке дадут больше знаний в области медицины и фармакологии (например, о действии и побочных эффектах лекарственных препаратов).

С другой, эксперименты, проводимые на человеке, могут иметь для последнего неожиданные и необратимые последствия вплоть до летальных исходов, а при массовом эксперименте такую же массовую смертность.

Большие корпорации могут пользоваться финансовым состоянием населения или незнанием злоупотреблять таким экспериментированием.

Генетика, генные технологии, евгеника

Человечество давно задумывалось об улучшении человека. Однако, такое улучшение в некоторых случаях (этим много грешила нацистская Германия) приводит к принудительной стерилизации, кастрации, запрету на создание семьи некоторым слоям населения, больным, социально несостоявшимся или аддиктивным людям и иным ограничениям репродукции человека.

Трансплантация органов и биоэтика

Сложнейшей проблемой остаются условия получения информированного согласия, определения и констатации смерти мозга, проблем распределения донорских органов и соблюдения принципа социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности.

Психиатрия и биоэтика

Отовсюду правозащитные и мониторинговые организации получают сведения о нарушениях прав человека в психиатрических учреждениях или опекунами.

В СССР психиатрия использовалась в качестве карательной меры в отношении политических оппонентов режима. Известно, например, что до эмиграции принудительному лечению подвергался Иосиф Бродский.

Люди с психическими отклонениями в массе своей беззащитны, так как не могут адекватно оценить реальность или противопоставить злоупотреблению со стороны действия.

Моральные проблемы ВИЧ-инфекции

Сложно придумать более мифологизированную болезнь. Можно отметить и стигматизацию больных ВИЧ, и проблему диссидентов, и плохое информирование в этой области (в том числе и врачей), и осознанное заражение других людей.

Клонирование

Клонирование рассматривается в основном как теологическая проблема о наличии души у клона и занятии человеком место божества в сотворении жизни.

Проблема врачебных ошибок

Врачебные ошибки стоят дорого. Последствия бывают разные – от небольшого временного ухудшения самочувствия до инвалидности или смерти.

Встает вопрос не только ответственности медицинского работника, но и профилактики. Так, например, ошибка может произойти или из-за проблем с образованием, от усталости врача при большом количестве работы и т.д.

От оптимизации или плохого уровня образования может зависеть жизнь пациента. Виноват ли только врач? Только ли он должен нести ответственность? И вернет ли эта ответственность здоровье или жизнь пострадавшему пациенту?

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности