Теодор Адорно и его “Эстетическая теория”

Теодор Адорно (1903-1969)

Теодор Адорно (1903-1969) родился в Германии, где получил музыкальное образование. Рос будущий философ в семье богатого виноторговца и оперной певицы. Уже в детстве он учился игре на пианино, брал уроки композиторского дела. Также, в юные годы Теодор Адорно начал интересоваться философией. Он изучал труды Иммануила Канта, и впоследствии признавался, что “Критика” дала ему намного больше, чем все годы обучения в гимназии. После Теодор Адорно поступил в  университет, в котором изучал основные гуманитарные дисциплины.

Затем он продолжил усовершенствование своих знаний в Вене. Так, Теодор Адорно проходил обучение у одного из известнейших композиторов XX века – А.Шенберга. Профессия композитора влекла его намного больше, чем просто написание критических музыкальных статей. Однако его музыкальные эксперименты, а Теодор Адорно выбрал очень революционное направление, не вызвали особого отклика у слушателей, поэтому он вернулся к критике и социологии.

 Философ начал плотно занимался научной деятельностью. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвященную феноменологии Эдмунда Гуссерля. Теодор Адорно, находясь во Франкфурте, активно преподавал в университете. Он успешно выступал с лекциями, но приход новой власти поменял его жизнь. Из-за того, что Теодор Адорно был не-арийского происхождения, она лишила его лицензии на преподавание. Философа пришлось уехать в Великобританию, а после в Соединенные Штаты.

В 1949 году Теодору Адорно удалось вернуться во Франкфурт, где он стал руководителем Института социальных исследований, а затем председателем Немецкого социологического общества.

Работы Теодора Адорно оказали колоссальное влияние на становление “новых левых”. Он резко критиковал войну во Вьетнаме и капитализм, однако леворадикальных студентов во времена студенческого движения в 1968-1969 гг. философ не поддержал. Теодор Адорно стоял на мнении, что подобные молодежные протесты бесполезны. В свою очередь студенты обвиняли его в равнодушии к проявлениям бесчеловечности. Даже произошла история: когда студенты собирались провести собрание в закрытой аудитории, Адорно вызвал полицию. Желая отомстить философу, молодые люди сорвали его курс “Введение в диалектическое мышление”. Так, не выдержав происходящего Теодор Адорно бросил ведение этого курса и перебрался в Швейцарию, где работал над “Эстетической теорией”. Умер философ от инфаркта в Швейцарии после неудачной попытки взобраться на 3000-метровую гору.

Эстетическая теория

Из всех работ Теодора Адорно именно книга “Эстетическая теория” сегодня вызывает наибольший интерес. Труд был опубликован уже после смерти философа в 1970 году. Книга стала итогом всей его деятельности. В ней идет речь о теории искусства эпохи модерн. Теодор Адорно с непримиримостью обрушивается на “массовое искусство”. По его мнению, оно негативным образом влияет на духовность человека. Истинное искусство должно находится в постоянном конфликте с типичными потребителями и государственным аппаратом. В этом есть противоречие, потому что так искусство становится узконаправленным и элитарным. Оно оказывается недоступным для масс, тем самым становясь изолированным. Как итог, это приводит к убийству жизненных истоков творчества.

Структура работы Теодора Адорно состоит из нескольких “моделей”, в каждой из которых автор фиксирует противоречия в искусстве, которые по завершении остаются неразрешенными.

Основная проблема, которая осмысляется в “Эстетической теории” – это взаимодействие искусства и общества. Также, философ затрагивает такое явление в новом искусстве (разнообразные новые течения, например, кубизм), как свобода и самоотрицание. Так, по его словам, искусство в эпоху модерна перестало следовать старым порядкам, оно сформировало свой собственный язык. Однако это отрицание традиционного поставило под сомнение основы художественной практики. Более того, Теодор Адорно затрагивает вопрос о форме и содержании, сочетающие собой единство противоположностей. Форма, по мнению автора, никогда не может быть чистой. Духовное же содержание производно от формы.

Таким образом, Теодор Адорно приходит к выводу, что в искусстве нет единства. Получается, что подлинное произведение искусства предстает независимым и свободным порывом творца, а другое искусство является сбором навязчивых тоталитарных форм, т.е. принимает на себя роль “идеологического сознания”.

Подводя итог, можно сказать, что Адорно провел огромную работу, где смог переосмыслить искусство и его противоречия. Труд “Эстетическая теория” остается одной из самых влиятельных работ по эстетике в XX веке.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности