• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
3 февраля, 2023
​
Cтать автором / редактором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Франкфуртская школа

Дарья Стотланд
07.09.2021
Энциклопедия
0
826
Прочитали

Содержание

  • 1 Франкфуртская школа
  • 2 Основные представители
  • 3 Основные идеи Франкфуртской школы — марксизм, фрейдизм, гегельянство

Франкфуртская школа

Франкфуртская школа стала одной из самых важных глав в истории развития немецкой философии XX века. Она получила свое название по географическому расположению, где в 1923 году был создан институт Социальных исследований, Франкфурт-на-Майне. Основные темы Франкфуртской школы — это теория марксизма, капитализм, фашизм, эпистемология социальных наук, исследование искусства и культы. Ну и конечно же, в такой неоднозначный и сложный период между двумя мировыми войнами, сложно было не говорить о проблеме человека.

Основные представители

Все представители Франкфуртской школы имели еврейское происхождение. Детство философов этой школы было “сытым”, потому что все они росли в достаточно обеспеченных семьях. В Германии в период на который пришли их юные годы к евреям относились достаточно хорошо и не притесняли. Более того, материальное благополучие в семьях представителей Франкфуртской школы защищало их от трудностей. Например, в своих автобиографических заметках Вальтер Беньямин вспоминает свои детские годы с большой ностальгией. Основные участники школы:  Маркузе Герберт, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм и многие другие.

Первый период был этапом складывания круга людей и идей. Потом почти два десятилетия деятели этого института работали в эмиграции. Из-за еврейского происхождения их лишали лицензий на преподавание, переставали публиковать, а  жизни философов угрожала смертельная опасность. Так, в период нацистского правления в Германии  им пришлось уехать в Швейцарию, затем во Францию и Соединенные Штаты. После окончания войны кто-то вернулся во Франкфурт, а кто-то остался за границей.  В 1950 году  институт снова открывается. В послевоенный период в 1960-е годы идеи и взгляды представителей школы начинают расходиться, противоречия между ними становятся глубже. Некоторые философы, более молодые, отходят от основных постулатов ее основоположников. Все это приводит к распаду Франкфуртской школы в конце 60-х годов. В период, когда началось студенческое движение, многие бунтующие отсылали к идеям Адорно и Хоркхаймера. Однако философы скептически относились к протестующим и не поддерживали их. Так, например, Теодор Адорно считал эти забастовки бесполезным занятием.

Основные идеи Франкфуртской школы — марксизм, фрейдизм, гегельянство

Главными идейными источниками Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство.

Представители данной школы, осмысляя новую действительность. Появление в современном обществе “массовой культуры”, активное развитие науки и техники, усиление роли “медиа”, по убеждениям философов, поработили человека. То есть из-за желания людей подчинить природу, преследуя собственные цели, привело к тому, что общество начало относиться к ней потребительски. Подобное отношение к окружающему миру привело к кровопролитным сражениям и манипуляции сознания человека. Таким образом, Адорно и Хоркхаймер пришли к выводу, что человечество погружается в новое варварство. Искусство теряет некое “божественное” начало, которое кроется в культах и уникальности. Культура и философия теряет истинную ценность. Наука начинает служить не общественному прогрессу, чтобы сделать жизнь людей комфортнее и труд эффективнее, а идеологиям. Как итог, личность и ее свобода гибнут.

Теоретики Франкфуртской школы считали, что буржуазное общество стало тоталитарной системой, в которой инструменты для блага человечества переходят к людям, преследующих личные цели. Система господства в капиталистическом обществе порочна и губительна.  Получается философы противостояли официальной идеологии, ими отрицалась истинность идей капитализма.

Еще одна важная проблема, которая поднималась представителями Франкфуртской школы — это концепция авторитарной личности. Так, в исследовании Теодора Адорно “Авторитарная личность” можно выявить несколько характерных ее черт таких как: расизм, антисемитизм, консерватизм в экономических и политических вопросах. Таким образом, подобное политическое и общественное пространство заставляет человека принять те позиции, которые от него ожидают.  В таком положении создается ситуация, в которой индивид чувствует себя в некой безопасности, а внутренняя неопределенность отступает. Авторитарная личность активно критиковалась представителями Франкфуртской школы.

Подводя итог можно сказать, что представления о будущем такого пула философов как Франкфуртская школа оказали значительное влияние на развитие философской и социальной мысли как в Германии, так и во всей Западной Европе. Именно идеи данной школы были подхвачены “новыми левыми”, которые активно использовались в протестном студенческом движении. И, конечно же, невозможно не отметить важный вклад в философию, который позволил иначе взглянуть на современное общество и переосмыслить его.

Метки энциклопедия
Следующая статья
Новое в истории – гибридная война

Новое в истории – гибридная война

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вы можете нам помочь

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • скрепы
  • выборы
  • Политика
  • конституция
  • идеология
  • история
  • форма государства
  • персоналии
  • закон
  • аналитика
  • общество
  • право
  • Новости
  • термины
  • энциклопедия
  • политическая философия
  • политическая идеология
  • экономика
  • протесты
  • права человека
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности