• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
4 июля, 2022
Поддержать
Cтать автором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
франкфуртская школа - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Франкфуртская школа

Дарья Стотланд
07.09.2021
Энциклопедия
0
576
Прочитали

Франкфуртская школа

Франкфуртская школа стала одной из самых важных глав в истории развития немецкой философии XX века. Она получила свое название по географическому расположению, где в 1923 году был создан институт Социальных исследований, Франкфурт-на-Майне. Основные темы Франкфуртской школы — это теория марксизма, капитализм, фашизм, эпистемология социальных наук, исследование искусства и культы. Ну и конечно же, в такой неоднозначный и сложный период между двумя мировыми войнами, сложно было не говорить о проблеме человека.

Основные представители

Все представители Франкфуртской школы имели еврейское происхождение. Детство философов этой школы было “сытым”, потому что все они росли в достаточно обеспеченных семьях. В Германии в период на который пришли их юные годы к евреям относились достаточно хорошо и не притесняли. Более того, материальное благополучие в семьях представителей Франкфуртской школы защищало их от трудностей. Например, в своих автобиографических заметках Вальтер Беньямин вспоминает свои детские годы с большой ностальгией. Основные участники школы:  Маркузе Герберт, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм и многие другие.

Первый период был этапом складывания круга людей и идей. Потом почти два десятилетия деятели этого института работали в эмиграции. Из-за еврейского происхождения их лишали лицензий на преподавание, переставали публиковать, а  жизни философов угрожала смертельная опасность. Так, в период нацистского правления в Германии  им пришлось уехать в Швейцарию, затем во Францию и Соединенные Штаты. После окончания войны кто-то вернулся во Франкфурт, а кто-то остался за границей.  В 1950 году  институт снова открывается. В послевоенный период в 1960-е годы идеи и взгляды представителей школы начинают расходиться, противоречия между ними становятся глубже. Некоторые философы, более молодые, отходят от основных постулатов ее основоположников. Все это приводит к распаду Франкфуртской школы в конце 60-х годов. В период, когда началось студенческое движение, многие бунтующие отсылали к идеям Адорно и Хоркхаймера. Однако философы скептически относились к протестующим и не поддерживали их. Так, например, Теодор Адорно считал эти забастовки бесполезным занятием.

Основные идеи Франкфуртской школы — марксизм, фрейдизм, гегельянство

Главными идейными источниками Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство.

Представители данной школы, осмысляя новую действительность. Появление в современном обществе “массовой культуры”, активное развитие науки и техники, усиление роли “медиа”, по убеждениям философов, поработили человека. То есть из-за желания людей подчинить природу, преследуя собственные цели, привело к тому, что общество начало относиться к ней потребительски. Подобное отношение к окружающему миру привело к кровопролитным сражениям и манипуляции сознания человека. Таким образом, Адорно и Хоркхаймер пришли к выводу, что человечество погружается в новое варварство. Искусство теряет некое “божественное” начало, которое кроется в культах и уникальности. Культура и философия теряет истинную ценность. Наука начинает служить не общественному прогрессу, чтобы сделать жизнь людей комфортнее и труд эффективнее, а идеологиям. Как итог, личность и ее свобода гибнут.

Теоретики Франкфуртской школы считали, что буржуазное общество стало тоталитарной системой, в которой инструменты для блага человечества переходят к людям, преследующих личные цели. Система господства в капиталистическом обществе порочна и губительна.  Получается философы противостояли официальной идеологии, ими отрицалась истинность идей капитализма.

Еще одна важная проблема, которая поднималась представителями Франкфуртской школы — это концепция авторитарной личности. Так, в исследовании Теодора Адорно “Авторитарная личность” можно выявить несколько характерных ее черт таких как: расизм, антисемитизм, консерватизм в экономических и политических вопросах. Таким образом, подобное политическое и общественное пространство заставляет человека принять те позиции, которые от него ожидают.  В таком положении создается ситуация, в которой индивид чувствует себя в некой безопасности, а внутренняя неопределенность отступает. Авторитарная личность активно критиковалась представителями Франкфуртской школы.

Подводя итог можно сказать, что представления о будущем такого пула философов как Франкфуртская школа оказали значительное влияние на развитие философской и социальной мысли как в Германии, так и во всей Западной Европе. Именно идеи данной школы были подхвачены “новыми левыми”, которые активно использовались в протестном студенческом движении. И, конечно же, невозможно не отметить важный вклад в философию, который позволил иначе взглянуть на современное общество и переосмыслить его.

Метки энциклопедия
Следующая статья
Новое в истории – гибридная война

Новое в истории – гибридная война

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?
Власть

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу
Общество

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Гуманизм - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU
Энциклопедия

Гуманизм

23.03.2022
Спецоперация в Украине
Закон

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования
Власть

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)
Власть

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • протесты
  • путин
  • репрессии
  • конституция
  • Новости
  • персоналии
  • политическая идеология
  • экономика
  • закон
  • общество
  • энциклопедия
  • право
  • Инструкции
  • скрепы
  • политическая философия
  • Политика
  • аналитика
  • выборы
  • история
  • идеология
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности