Франкфуртская школа
Франкфуртская школа стала одной из самых важных глав в истории развития немецкой философии XX века. Она получила свое название по географическому расположению, где в 1923 году был создан институт Социальных исследований, Франкфурт-на-Майне. Основные темы Франкфуртской школы — это теория марксизма, капитализм, фашизм, эпистемология социальных наук, исследование искусства и культы. Ну и конечно же, в такой неоднозначный и сложный период между двумя мировыми войнами, сложно было не говорить о проблеме человека.
Основные представители
Все представители Франкфуртской школы имели еврейское происхождение. Детство философов этой школы было “сытым”, потому что все они росли в достаточно обеспеченных семьях. В Германии в период на который пришли их юные годы к евреям относились достаточно хорошо и не притесняли. Более того, материальное благополучие в семьях представителей Франкфуртской школы защищало их от трудностей. Например, в своих автобиографических заметках Вальтер Беньямин вспоминает свои детские годы с большой ностальгией. Основные участники школы: Маркузе Герберт, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм и многие другие.
Первый период был этапом складывания круга людей и идей. Потом почти два десятилетия деятели этого института работали в эмиграции. Из-за еврейского происхождения их лишали лицензий на преподавание, переставали публиковать, а жизни философов угрожала смертельная опасность. Так, в период нацистского правления в Германии им пришлось уехать в Швейцарию, затем во Францию и Соединенные Штаты. После окончания войны кто-то вернулся во Франкфурт, а кто-то остался за границей. В 1950 году институт снова открывается. В послевоенный период в 1960-е годы идеи и взгляды представителей школы начинают расходиться, противоречия между ними становятся глубже. Некоторые философы, более молодые, отходят от основных постулатов ее основоположников. Все это приводит к распаду Франкфуртской школы в конце 60-х годов. В период, когда началось студенческое движение, многие бунтующие отсылали к идеям Адорно и Хоркхаймера. Однако философы скептически относились к протестующим и не поддерживали их. Так, например, Теодор Адорно считал эти забастовки бесполезным занятием.
Основные идеи Франкфуртской школы — марксизм, фрейдизм, гегельянство
Главными идейными источниками Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство.
Представители данной школы, осмысляя новую действительность. Появление в современном обществе “массовой культуры”, активное развитие науки и техники, усиление роли “медиа”, по убеждениям философов, поработили человека. То есть из-за желания людей подчинить природу, преследуя собственные цели, привело к тому, что общество начало относиться к ней потребительски. Подобное отношение к окружающему миру привело к кровопролитным сражениям и манипуляции сознания человека. Таким образом, Адорно и Хоркхаймер пришли к выводу, что человечество погружается в новое варварство. Искусство теряет некое “божественное” начало, которое кроется в культах и уникальности. Культура и философия теряет истинную ценность. Наука начинает служить не общественному прогрессу, чтобы сделать жизнь людей комфортнее и труд эффективнее, а идеологиям. Как итог, личность и ее свобода гибнут.
Теоретики Франкфуртской школы считали, что буржуазное общество стало тоталитарной системой, в которой инструменты для блага человечества переходят к людям, преследующих личные цели. Система господства в капиталистическом обществе порочна и губительна. Получается философы противостояли официальной идеологии, ими отрицалась истинность идей капитализма.
Еще одна важная проблема, которая поднималась представителями Франкфуртской школы — это концепция авторитарной личности. Так, в исследовании Теодора Адорно “Авторитарная личность” можно выявить несколько характерных ее черт таких как: расизм, антисемитизм, консерватизм в экономических и политических вопросах. Таким образом, подобное политическое и общественное пространство заставляет человека принять те позиции, которые от него ожидают. В таком положении создается ситуация, в которой индивид чувствует себя в некой безопасности, а внутренняя неопределенность отступает. Авторитарная личность активно критиковалась представителями Франкфуртской школы.
Подводя итог можно сказать, что представления о будущем такого пула философов как Франкфуртская школа оказали значительное влияние на развитие философской и социальной мысли как в Германии, так и во всей Западной Европе. Именно идеи данной школы были подхвачены “новыми левыми”, которые активно использовались в протестном студенческом движении. И, конечно же, невозможно не отметить важный вклад в философию, который позволил иначе взглянуть на современное общество и переосмыслить его.