• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
9 августа, 2022
Cтать автором
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Энциклопедия

Вальтер Беньямин — искусство в эпоху технической воспроизводимости

Дарья Стотланд
07.09.2021
Энциклопедия
0
196
Прочитали

Вальтер Беньямин (1892-1940)

Вальтер Беньямин родился в Берлине в богатой семье финансиста. Его детство было не особо примечательно, из-за хорошего материального положения семьи он не испытывал каких-либо трудностей. В 1912 году Вальтер Беньямин начинает свою студенческую жизнь. Ему удалось учиться в Фрайберге, Берлине, Мюнхене и Берне. В последнем он защитил докторскую диссертацию “Понятие художественной критики в немецком романтизме”.

Затем в жизнь философа ворвалась Первая Мировая война. Так случилось, что Вальтер Беньямин оказался негоден для службы, однако война нанесла тяжелые душевные раны от потерь близких.  В Швейцарии ему была предложена хорошая работа. Однако после Первой Мировой из-за обесценивания денег его семье пришлось вернуться на родину, что стало решающим поворотом в жизни философа.

В Германии он пытался найти работу, но все заканчивалось неудачами. Журнал, который Вальтер Беньямин хотел издавать, так и не увидел свет, вторая диссертация не получила особого внимания. Однако во Франкфурте ему удалось завести дружеские отношения с Теодором Адорно и Зигфридом Кракауэром, что оказало значительное влияние на его философию, а именно в явлении, получившим название Франкфуртская школа.

После неуспеха со второй диссертацией Вальтер Беньямин все дальше отходил от академической среды. Окончательно разрыв с университетской жизнью произошел после его знакомства с “большевичкой” Асей Лацис. Так, он испытал сильное влияние марксизма. Более того, именно Ася Лацис знакомит Вальтера Беньямина с Бертольдом Брехтом — драматургом, обладающим нестандартным мышлением — который стал одним из самых важных людей в жизни философа.

В 1925 году Вальтер Беньямин приезжает в Москву по деловым причинам и к Лацис, которая на тот момент находилась именно там. Затем философ пишет эссе, в котором он цепляется за интересные находки, определившие его дальнейшее направление в работе. Это была его способность увидеть в небольших, порой просто мельчайших деталях нечто, неожиданно открывающее понимание важных проблем. Однако Москва его отталкивала, и философ вернулся в Западную Европу. Вскоре с Асей Лацис он расстается.

Будучи одновременно марксистом и евреем Беньямину Вальтеру пришлось бежать из Германии в 1932 году, когда к власти пришел Гитлер. Именно Париж становится его убежищем. Положение дел философа было неважным, однако в 1935 году он становится работником парижского отделения Франкфуртского института социальных исследований и начинает работу над самым значимым в его жизни эссе “Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости”. В нем Беньямин Вальтер заключил, что репродукция не только внесла коррективы в то как развивается и распространяется искусство, но и изменила само понятие искусства.

Искусство в эпоху технической воспроизводимости

В начале своего эссе Беньямин Вальтер утверждает, что репродукция привела к утрате художественной подлинности. Так, даже самая идеальная репродукция произведения искусства лишена важнейшей составляющей — ее наличие в пространстве и времени. Возможность скопировать какое-либо произведение создает новые возможности, но также подавляет суть, ауру этого произведения. В этой особенной составляющей искусства кроется то сакральное, что и является главной ценностью. Произведение искусства имеет смысл и глубокий духовный смысл именно в уникальности. Творец был неким пророком или божеством, но чем больше воспроизводимости закладывается в произведение искусства, тем меньшую роль в искусстве играет культ, тем большую роль начинают играть иные отвлекающие от “божественного” вещи, например, политика. Настоящее искусство всегда было само по себе, оно заставляло уходить в глубь самого себя. Когда же в искусство приходит политика, то все становится иначе. Она заставляет смотреть в будущее, обдумывать, пытается убеждать. Так получается, что воспроизводимое искусство создается для того, чтобы быть увиденным людскими массами. По идеи философа, фотография, кинематограф, радио и т.д. утратили свою неповторимость. Таким образом, Беньямин Вальтер приходит к заключению, что искусство становится научным, но, к примеру, кино становится чем-то общим. В кино происходит игра со временем и пространством. Взгляд всегда сконцентрирован на движущихся образах, а значит и все мысли человека в этот момент находятся там, что позволяет впитывать в себя искусство.

Эссе заканчивается глубоким анализом того, как фашизм использует массовое производство, и как искусство призвано этому противостоять. Как итог, несмотря на то, что философу, который тонко чувствовал движения, происходящие в новой реальности, не всегда удавалось быть первым в гонке со временем и соединить цепь анализа, он все равно пришел к осмыслению важной проблемы искусства.

Беньямина Вальтера предупреждали об угрозе, нависшей над ним и просили покинуть Францию, однако к тому моменту, когда уехать из страны оказалось возможным, Франция уже была разгромлена. Он попытался пройти через Испанию, но пограничники не пропустили его и пригрозили сдать немцам. Так, отчаянный философ заканчивает жизнь самоубийством.

Современность для Беньямина Вальтера выражалась в массовости. Демократия в массы, массовая культура, всеобщее овеществление, СМИ, общественный транспорт, массовое вооружение и т.п. Осмыслить и истолковать эти большие перемены стало основной задачей философа в годы неопределенности между двумя жестокими войнами. Большую часть своей жизни Беньямин Вальтер пытался придать смысл именно этим колоссальным переменам. Радио, первые полеты на самолетах, появление телефонов, кинематограф. Все это поражало философа. На его глазах мир менялся, создавался новый человеческий опыт.

Метки энциклопедия
Следующая статья
Теодор Адорно и его “Эстетическая теория” - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Теодор Адорно и его "Эстетическая теория"

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вы можете нам помочь

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • протесты
  • репрессии
  • персоналии
  • закон
  • экономика
  • политическая идеология
  • Инструкции
  • политическая философия
  • Политика
  • аналитика
  • общество
  • выборы
  • путин
  • идеология
  • Новости
  • энциклопедия
  • скрепы
  • история
  • конституция
  • право
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши! Поддержать: patreon.com/strikun

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности