Эдмунд Гуссерль
Эдмунд Гуссерль родился в 1859 году. Он был вторым ребенком в еврейской семье. Его родители принадлежали к мелкой буржуазии. Благодаря их усилиям и самопожертвованию, Эдмунд получил возможность изучать математику и астрономию в университетах Лейпцига, Берлина и Вены.
Будущий великий философ оказался очень способным учеником и стал делать большие успехи в математике. Однако со временем он начал искать собственный путь, и после защиты диссертации Эдмунд обратился к философии. Философская деятельность Гуссерля началась с вопроса о критерии научности, истинности теоретического знания. Одна тема вела его к другой, он находился в постоянном поиске и никогда не был удовлетворен тем, что достиг. Перед ним постоянно раскрывались новые сферы знания.
В XIX веке одной из самых обсуждаемых проблем в науке был вопрос о соотношении психологии и логики. Многие ученые полагали, что логика — это часть психологии, так как ее законы и правила устанавливаются относительно понятий, суждений и умозаключений, то есть чисто психологических явлений. Таким образом, получалось, что логика — это и есть прикладная психология. Это явление получило название “психологизм”, сторонником которого в первое время был Эдмунд Гуссерль (“Философия арифметики”).
Его первые публикации были посвящены проблемам оснований математики и логике. В 1887 году он защитил диссертацию на тему о понятии числа. В этой работе Гуссерль попытался установить философскую базу арифметики. Его интересовало как именно человек оперирует числами и соединяет понятие числа с реальными предметами. Концепция числа — это универсальное понятие, которое можно применить к чему угодно. Так, в своем труде Эдмунд основывает построения на том, что понятие числа является плодом психической деятельности человека. Это было названо психологизмом Гуссерля, потому что заключало в себе идею, что счет — это абстрактная операция в нашем сознании.
Гуссерль и интенциональность
Центральное понятие логических исследований — это интенциональность. У Эдмунда Гуссерля интенциональность означает чистый динамизм, на котором основывается сознание. Такое понятие философ позаимствовал у Франца Брентано, который оказал сильное влияние на своего другого студента — Зигмунда Фрейда. В системе философа вместо проблемы бытия на первый план вышли вопросы сознания. Сознание человека постоянно находится в работе, направлено на какой-то объект. В этом смысле, если что-то появляется в интенциональности, именно оно является сущностью объекта. В таком случае объект входит в сознание через материальное воздействие на субъект, он всегда искажается психической организацией последнего. Таким образом, адекватное познание становится невозможным. Понятие интенциональности сознания радикально меняет картину процесса познания.
Философ оставил психологическую идею обоснования, придя к выводу, что истина кроется не в ментальной деятельности, она лишь проявляется с ее помощью. Например, концепция сложения не случайна и субъективна, а напротив универсальна и объективна. Тоже самое относится к принципам логики. Эти размышления заставили Гуссерля искать обоснования универсальности. В логических исследованиях Эдмунд представляет теорию абстракции и принципы чистой логики. Он анализирует взаимосвязь между смыслом и его выражением между конкретным и абстрактным. Таким образом, он приходит к мысли о том, что прежде всего в мире для познания есть только мышление, и оно должно быть исследовано в первую очередь, иначе в своем познании человек пропадет, будет постоянно обманывать самого себя. Путь к абсолютной истине, которую нельзя поставить под сомнение, открывается в особой установке сознания, которую Гуссерль называет «феноменологической».
Феноменология (феноменологическая философия)
Феноменология как направление получила широкое распространение во всей Европе, а также в Америке. Она имеет дело не с фактами, а с подлинным источником всякого познания, с самим сознанием – «чистой субъективностью». Феноменология оперирует не объяснениями, а описаниями непосредственного опыта. Важная черта метода — отказ от каких бы то ни было невыясненных предпосылок. Феноменология занимается поиском сущностей, а также сущностных отношений.
Таким образом, по Гуссерлю, феноменология имеет дело с бесконечно изменчивой жизнью сознания. Нужно помнить, что она — это не картина мира, а лишь метод для его познания. Он позволил науке разнообразить собственные методы исследования сознания. Интенциональность в сочетании с феноменальностью предотвращают постоянное противостояние сознания и мира. Именно феноменология привлекла к себе внимание у огромного количества психиатров, которые пытались понять, как воспринимается и осмысляется мир у душевнобольного.
Так, философия ученого опирается на теорию познания. Все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.