Поль Эмиль де Пюид
Поль Эмиль де Пюид — бельгийский философ, политический экономист, ученый, ботаник, писатель. Создатель идеологического памфлета «Панархия», автор многочисленных работ по цветоводству («Философии садоводства»), был президентом Общества наук, искусства и литературы Эно.
Биография
Де Пюид родился 6 марта 1810 года в бельгийском франкоговорящем городе Монс. Отец, Жан Амбруаз де Пюид был губернатором Эно с первых дней становления Бельгии как нейтрального королевства. Мать — Аделаида Мишо.
Первые годы после учебы и удачных научных исследований Поль Эмиль сотрудничает в редакции L’Observateur du Hainaut (Наблюдатель от «Эно»). В 1831 году была написана и поставлена театральная пьеса «Кандидат в королевские власти». В 1833 способствовал созданию Общества искусства и литературы Эно, с 1865 стал его президентом.
В июле 1860 опубликовал свою новаторскую статью «Панархия» в Revue trimestrielle («Ежеквартальный обзор»), Брюссель.
Бельгийский мыслитель умер 20 мая 1891 года в Монс.
Поль Эмиль де Пюид и панархия
Смысл его философии, казалось бы, утопичен. Однако все зависит от степени осознанности и восприятия. Например, какой бы нечеловеческой и невозможной казалась идея фашизма, но это происходило и проявляется до сегодняшнего дня. По той лишь причине, что идея имеет сильную энергетическую подпитку, мощную силу, давление имеющих доступ к знаниям по отношению к непробудившимся массам. Почему вдруг возникла эта инновация? Имеет ли это отношение к гуманизму, заботе о каждом индивидууме? Бельгиец де Пюид из знатного рода, не имеющий нужны и препятствий к осуществлению любых жизненных потребностей, увлекающийся созданием нового вида орхидей, вдруг проникся идеей благостного взаимного существования каждого. С абсолютной свободой выбора. Интересно разобраться с сущности идеи.
Слово «панархия» происходит от двух производных греческого «пан» — всё, все, включая всех членов группы и «архия» — власть, в целом: власть всех. Пан — это также помещик в старой Польше и Литве, до сих пор употребляется в некоторых странах как обращение к взрослому мужчине. Другое значение — из греческой мифологии: божество стад, лесов и полей.
Политическая философия концепции отображает идею конфедеративного образования нескольких или множества не территориальных государств, имитирующих реальные, юрисдикция которых выбрана людьми свободно и добровольно. Согласие принимается мнением большинства и является универсальным решением. Согласованные договоры открыто подписываются между государствами и гражданами, которые будут там проживать. Издержки на смену такой политической системы минимальны, либо сводятся к нулю. Эмиль не пытался продвигать свою идею при жизни. Панархизм возродился в XIX веке наряду с нарастанием популярности либертарианства — совокупности движений, поддерживающих свободу как основной принцип.
Де Пюид описывал механизм действия своего создания следующим образом. Организация рассылает каждому сознательному члену общества декларацию для заполнения, в которой будет вопрос о том, какая форма правления для него предпочтительна и степень ограничения ее распространения. Ответ заносится в специальную учетную книгу, дается определение статуса гражданина с возможностью его отозвать. Экстерриториальные контрактные юрисдикции, другое название идеологии, не ставят целью полную ликвидацию государства, лишь отменяют его территориальную монополию. Если вас что-то не устраивает, можно выбрать другой модуль государства, не покидая при этом место жительства.
В современной общественной системе человек обязан подчиниться воле большинства, не учитывающей его несогласие. То есть, идея свободы представляет собой понятие, оторванное от реальности. Де Пюид продвигает возможность сотрудничества с людьми по правилам, выбранным без принуждения. Эффективность государственного обслуживания повышается за счет конкуренции. Еще одно преимущество — выбор по умолчанию, против стандартизации, каждый имеет свое понимание в выборе допустимых норм. При сильном расхождении с приоритетами своей ячейки всегда можно выбрать другую. Важным достоинством панархизма можно назвать безболезненный для текущей власти переход. Члены централизованного правительства остаются при управлении. Граждане, перешедшие под новую юрисдикцию, могут не беспокоиться о своей безопасности.
Поль Эмиль предлагает систему, аналогичную работе современных операторов сотовой связи. Зонам их покрытия необходима региональная инфраструктура, в каждой из них пользователь волен ориентироваться среди различных услуг. Подключать те тарифы, которые ему наиболее подходят. Такой оператор действует дистанционно, не принимая участия в обычной жизни сообществ, при этом остается всегда в зоне досягаемости, предоставляет гибкие тарифы и не является единственной альтернативой. Соответственно, правительственный сервис, вместо злоупотребления доверием избирателей, должен быть пластичным в возможности обеспечения человеку права выбора тех управляющих и обеспечения, которые удовлетворяют его потребностям.
Примером локального, поэтапного перехода к такому обществу являются города, так называемые чартеры. Полуавтономные и автономные города, законы собственного управления в которых написаны с чистого листа. Жители могут выбирать между услугами органов местного самоуправления, более того, имеют возможность самостоятельно создавать организации, соответствующие их желаниям и сбора соответственной части налогов.
Де Пюид пишет о порочной стороне единовластия, когда партия приходит к главенству, расправляясь с противником в атмосфере политического нетерпения и войны, либо вооруженного мира. Негативные посылы никогда не приведут к справедливости и принуждением невозможно добиться правосудия. Только когда формы правления попадут в экспериментальное поле свободной конкуренции, они станут по закону природы развиваться и стремиться к совершенству.