Всеволод Волин

Всеволод Волин

Биография

Всеволод Волин (Всеволод Михайлович Эйхенбаум) – анархо-синдикалист российского происхождения, писатель. Родился Всеволод Волин 11 августа 1882 года в интеллектуальной семье евреев, вблизи Воронежа. Дед, Яков Моисеевич — математик, поэт, педагог. Родители, Надежда и Михаил Эйхенбаум — земские лекари. Брат Борис в дальнейшем стал успешным литературоведом, создателем научного лингвистического общества «формальная школа».

Всеволод окончил гимназию в Воронеже, после чего изучал право в университете Петербурга. В 1904 году, бросив обучение, вступил в социалистическую партию и посвятил себя ораторству и внедрению революционного настроения среди столичных рабочих. Был замечен в шествии «Кровавого воскресенья», после чего заключен в казематы. В 1907 приговорен на пожизненное поселение в Сибирь, однако бежал по дороге в ссылку и в 1908 году перебрался во Францию. В 1916 году за антимилитаристскую пропаганду брошен в концлагерь и вновь сбежал, в США.

В июле 1917 года Всеволод Волин прибыл в Петроград. Стал возглавлять газету «Голос труда», конфликтуя с печатных страниц с усиливающимся большевистским захватом. С 1918 года Волин обитал в Харькове, взяв управление редакцией газеты «Набат». Летом 1919 года подключился к повстанцам Нестора Махно. В январе 1922 года выдворен из Советской России, жил в Германии, затем в Париже. В период Второй Мировой войны вел подпольную агитационную работу. 18 сентября 1945 года Волин скончался от туберкулеза, скрываясь от оккупации и геноцида.

Общественная деятельность и библиография

Всеволод Волин позиционировал себя вдохновляющим агитатором течения синдикализм, проще — рабочий анархизм. Это движение распространялось в странах Европы и Латинской Америки на сломе XIX-XX веков. Акценты расставлялись на деятельность профсоюзов и ассоциаций производителей, то есть содружествах коллективов трудящихся. Российские аналогичные экспериментальные веяния приняли иной характер.

Волин написал об этом саркастические тезисы в издании «Голос Труда», пятый номер, 29 января 1918. Дело в том, что рабочий синдикализм подразумевал самодеятельное управление трудящихся на основе взаимопомощи, совместного справедливого самоуправления. Ленин же поддерживал марксистский централизм, подразумевающий управление массами из единого центра. Волин упоминает об этом в статье:

«Возражение гражданина Ленина сводится всякий раз к одному: подождите, я еще не совсем анархист».

И завершается очерк фразой о том, что Ильич вернулся к «совсем марксизму», то есть к централизации руководства.

Всеволод Волин и Неизвестная революция

Наиболее весомой среди исторической анархистской литературы стала книга «Неизвестная революция» (1917-1921 гг.). Это взгляд человека, ставшего очевидцем и участником, первопроходцем в освещении событий сквозь призму неприятия войны, насилия и несправедливости. Всеволод Волин имел антимилитаристическое мировоззрение, что находит отражение в агитационном выражении мыслей и отмечает различие между народной социальной историей восстания и бесцеремонным захватом правления большевиками. В этом и других произведениях автор показывает важность осознанного индивидуального и общественного развития простых людей, склонность анализировать и самоорганизовываться. Привычка масс идеализировать своего правителя весьма вредна и может обернуться для них диктатурой «доброго царя».

Ответ на «Платформу»

Тема диктаторской идеологии как результат инфантильности подчиненных находит отклик в статье «Ответ нескольких российских анархистов на «Платформу» 1927 года. Трудности принятия либеральных идей в современном мире связаны с потребностью толпы в единоличном руководстве ими, нежелании работать умственно и доискиваться причин, предпочтении выбора пути наименьшего сопротивления. По сути, Всеволод Волин и его соратники призывают учиться думать и анализировать, быть хозяевами происходящего, обнаруживая при этом принцип взаимодоверия. Творческое и организационное сближение растет в прогрессе и возможно там, где допустима лояльная дискуссия, основанная на взаимоуважении и принятии.

Всеволод Волин и Красный фашизм

Эссе «Красный фашизм» появилось на свет в 1930-х годах. Всеволод Волин поясняет, что название выбрано не для красивого словца, но как отображение печальной реальности коммунистического террора и репрессий. Рассматриваются три причины возникновения фашизма.

Довольно четкая, экономическая: людская нищета, погруженная в кризис последствия войн и безработицы на фоне неограниченной возможности увеличения материального изобилия частного капитала. Замена его новой моделью капитализма, как «спасительной» панацеей, подпитывает фашистское движение экономически, поскольку государственная монополия руководима диктаторством.

Социальная причина состоит в том, что отчаявшиеся люди начинают пробуждаться и искать выход из ситуации, которая становится невозможной для их существования. Имущим классам выгодно содержать подчиненных в стаде, для продолжения их стрижки и использования. Сопротивление вызывает подавление в ответ.

Третьим, но основным психологическим элементом, объединяющим все причины, названа идеология. Пропаганда, жесткая она или сладкая, проникающая через любые средства информации, доставляемой миллионам, достаточно опасна. Ложная идея, привитая как правильная, несет опасность разрушения. Если всякая навязанная мысль массово приветствуется и одобряется, она свободно ведет к гибельному действу. Свидетельство тому фраза известного идеологического агитатора Геббельса о том, что чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят.

Всем трудящимся (физически или духовно) стоит извлечь ценный урок и придерживаться достойной линии поведения для дальнейшего успеха борьбы.

Всеволод Михайлович символизирует сражение на идейной линии фронта. Его оружием было одухотворенное слово и пацифистские тезисы, востребованные в наши дни. Любая тирания, не важно, какими побуждениями вызванная, деструктивна и в конечном итоге уничтожит сама себя. Волин учил созидать по принципу доброй совести и уважения к жизни.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять