Софизм и софисты (древняя Греция)

Софисты

Софисты (софос – мудрый) и софизм пришли на арену античной мысли в 5 в. до н.э. Они сделали политико-правовую мысль широко применяемой и распространимой в условиях процветания демократии того времени.

Первые коучи и платные просветители, за плату делившиеся знаниями о правильном в опросах государства, общественного порядка, права и морали.

В виду отсутствия единой школы, софистов разделяют на старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.).

Если старшие софисты все были демократами, то среди младших можно найти любителей других форм правления.

Софизм и его представители

Протагор и софизм

Протагор (481—411 до н. э.) выдвигал свой главный тезис – «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Именно этим тезисом и обосновывалась необходимость в демократии. Он толковал древнегреческие мифы как сказания о дарах человеку от каждого бога по навыку или характерной черте. А так как эти дары достались всем людям, то последние равны между собой.

Все люди обладают необходимыми добродетелями (например, чувством справедливости, любознательностью, благочестием и пр.), которые делают его достойным к приобщению к управлению государством.

Горгий и софизм

Горгий (ок. 483—375 до н. э.) тоже был довольно знаменит. По нему, законы – стражи справедливости, большое достижение цивилизации. Он различал писанный закон как искусственный конструкт и божественный закон, при этом не делая между ними различий. Так, божественный закон это суть жизни, которому противоречить человеческий закон не должен.

Горгий ярый сторонник писанных законов, однако говорит о том, что есть ценности, которые выше этого – справедливость, единение, благо мира.

Гиппий и софизм

Гиппий из Элиды (460—400 до н. э.) первым заговорил в духе естественного права, чем провел четкую границу между природным законом (фюсис) и полисным (человеческим, государственным) законом (номосом). Отсюда номос это естественное право, главное и справедливое, в отличии от фюсиса. Люди – сограждане и родственники по духу.

Антифонт

Рассматриваемый философ развивал те же тезисы о естественном праве. Люди равны из равенства своих потребностей и желаний, а неравенство возникает из законов человека.

Таким образом, даже полезные человеческие (полисные) законы скорее ограничивают человека, чем развивают его, в отличии от законов природы.

Отсюда необходимость работы с людьми в духе природы, только из этого проистекает их единство в общественной жизни.

Фрасимах

Фрасимах из Халкедона выдвигал тезис о том, что политика это человеческая сфера, которой чужды божественные законы. Политика это точка приложения человеческих усилий, где главный решающий фактор выгода, которую приобретает сильнейший. Отсюда и понимание справедливости как того, что хочет под ней понимать победитель.

Законы это всегда продукт власти, содержащий вносимые ей постулаты. Демократическое правительство принесет демократию, тираническое принесет тиранию. Что вложит власть в закон, то и будет справедливостью.

Полномочия рассматриваются Фрасимахом как преимущество перед другими игроками.

Отсюда полное отторжение формы правления как решающего фактора, ведь любое правительство – победитель, который будет диктовать свои законы.

При этом, в руках сильных мира сего находятся не только законы, как инструмент подавления, но и нравственность.

Пол Агригентский

Пол Агригентский, видный представитель софизма, тоже отвергал нравственность. Он отрицал существование справедливости, отсюда призывал несмотря ни на что реализовывать свои желания и цели.

Тиран всегда будет в лучшем положении, поэтому и оправдывается Полом Агригентским несправедливость и произвол правителя.

Калликл

Калликл воспевал аристократическую форму правления. В дискурсе природного и человеческого права, он отдавал предпочтение природному и через него обосновывал расслоение и несправедливость (как в природе есть сильные и слабые, съеденные и выжившие).

Ликофон

А вот Ликофон был тем софистом, который продвигал теорию государства как общественного договора, своеобразного взаимного союза. Понимание закона отсюда как договора и гарантии личных прав. Обосновывая наличие личных прав человека Ликофон говорил о том, что такой набор прав это содержание первоначальной договоренности. Отсюда естественное равенство.

Алкидам Элейский

Младший софист (звучит как должность) Алкидам Элейский (первая половина IV в. до н. э.), ученик Горгия, делает интеллектуальную попытку сделать равными кроме свободных граждан также и рабов. Боги никого не сделали рабом, утверждал он. Конечно, эта попытка в то время была воспринята иронично.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности