Дэвид Юм

Дэвид Юм — знаменитый шотландский деятель философии, экономики, истории, оставивший после себя широкое наследие, на основе которого до сих пор создаются критические статьи и монографии.

Учёный являлся приверженцем эмпиризма и придерживался традиции Шотландского Просвещения. Являлся ярым противником рационалистов в философии.

На формирование философских и исторических убеждений Дэвида Юма существенно повлияли трактаты и монографии Джона Локка, Исаака Ньютона.

Позднее работами философа вдохновлялись многие знаменитые учёные, например, Адам Смит, Иммануил Кант, Альберт Эйнштейн.

Дэвид Юм и его биография

Дэвид Юм

Дэвид Юм родился в Шотландии в 1711 году в семье знаменитого юриста и адвоката, был третьим ребенком в семье.

За семейным столом часто поднимался вопрос религии. Родители будущего философа придерживались шотландского пресвитерианства. Позднее юношеские мысли о религии открыли интерес к философии и литературе.

В 1723 году поступил в Эдинбургский университет на юридическое направление, где активно изучал древнегреческий язык.

С юношества философа привлекали идеи, высказанные Цицероном и Вергилием.

Поняв, что коммерческая деятельность ему не принесёт удачи, он решил поступить в колледж, который ранее посещал Рене Декарт.

Научное наследие

Памятник Дэвиду Юму

Дэвид Юм знаменит трудами по философии. Так, в «Трактате о человеческой природе» специалист уделяет внимание проблемам определения истинности и утверждает, что любое знание обязано иметь основание в качестве опыта, состоящего из верного восприятия действительности, под которым он понимал ощущения личности и её эмоции. В данном произведении излагается теория познания, которая основана на личном восприятии окружающей действительности человека. Во всех частях тонко походит мысль о том, что основной настоящего познания не может являться рациональная однозначность, она выступает исключительно в качестве «верования», которое было основано на ассоциации личности. Последняя часть великого произведения посвящается проблемам морали и человеческой нравственности.

Длительное время философа не принимали в научном сообществе, а его работы не становились основанием для споров и научных дискуссий. Знаменитые деятели того времени чаще всего игнорировали его работу. Позднее начали ходить слухи, что Юм является атеистом. Данное обстоятельство помешало юному специалисту начать преподавательскую карьеру, к которой он стремился несколько лет.

В 1741 году вышла в свет ещё одна книга «Моральные и политические очерки (эссе)», в которой были профессионально раскрыты политико-экономические проблемы. Данное произведение было по заслугам оценено научным сообществом, результате чего автор приобрёл широкую известность.

В середине XVII века философ начал заниматься историей и в рамках данного направления выпустил книгу «История Англии», которая далее растянулась на несколько томов. После первого тома научное сообщество сильно изменило мнение о философе и в его адрес посыпалась критика, но завершающие тома произведения изменили положение.

С 1751 года начинают выходить в свет религиозные рассуждения философа в произведениях «Естественная история религии» и «Диалоги о естественной религии», где основными считаются тезисы специалиста о том, что единственным основанием естественной религии является не разумная деятельность, а эмоции личности. Автор понимал естественную религию как взгляды людей, не знающих цивилизации, то есть первоначальная религия представляла собой принятое суеверие, которое рождало веру в нескольких богов. В религиозных работах Дэвида Юма рассматриваются не только философские, религиозные размышления. Деятель обращается к прошлому с целью изучить историю зарождения настоящей религии и приходит к выводу, что её основанием становятся слабости и страхи личности.

Философом было разработано также учение об аффектах, в котором активно демонстрируются положения собственной теории познания. В данном учении деятель делит впечатления на первичные, которые берутся из природы, и вторичные, находящие свой источник в самом человеке как носителе духовной субстанции. Автор активно изучает проблему воли, обозначая её как единственное основание, которое обуславливает деятельность личности.

Экономические взгляды учёного подробно изложены в эссе «О торговом балансе», где предлагается для изучения теория денежных потоков. Автор подробно описывает феномен побуждения к труду, который представляет собой комплекс четырех желаний. Основу побуждения он видит не только в желании получать удовлетворение, но и в заложенных природой инстинктах, которые становятся основным рычагом поступков.

Деятель не признавал положений рационалистов и утверждал, любое поведение личности подчиняется страсти, а не разуму.

В его работах отслеживается влияние сентиментализма и натурализма, поскольку Юм утверждал, что основанием этики являются человеческие чувства.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности